По сравнению
с
рассудком,
вторичный
и
ограниченный вид познания мира.
"Животные
обладают
рассудком,
но
не
разумом,
следовательно,
созерцательным,
но
не абстрактным
познанием; они правильно
воспринимают,
схватывают и непосредственную причинную связь, а
высшие животные - даже ряд
звеньев ее цепи,
но
они не мыслят в
собственном смысле этого слова. Ибо у
них
отсутствуют понятия, т.е. абстрактные представления" (Шопенгауэр А. Мир
как воля и представление. Т. 2. С. 154).
409
"Форма нашего самосознания - не пространство, а
только
время, поэтому
наше
мышление
не
происходит, как наше созерцание, по трем
измерениям,
а
только
по одному, следовательно, по одной
линии без
ширины и
глубины. Из
этого
проистекает
самый
большой
из
существенных
недостатков
нашего
интеллекта. Мы познаем все только в его последовательности, сознаем в каждый
данный момент только
одно,
и
одно только при условии, что, сознавая
его,
забываем,
вообще перестаем сознавать все остальное, и оно
как бы перестает
для нас существовать. В
этом своем свойстве наш интеллект можно сравнить
с
телескопом,
имеющим
очень
узкое поле
зрения, так
как
наше
сознание не
устойчивое, а текучее" (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. С.
218).
"Самое
полезное
для
публики
-
убедиться
в
интеллектуальном
аристократизме природы. Это
позволит ей
понять,
что там,
где речь идет о
фактах,
т.е. где
излагаются
выводы
из
экспериментов,
рассказывается
о
путешествиях,
кодексах,
исторических
книгах
и
хрониках,
достаточно
обыкновенного
ума;
напротив, там, где речь идет только о
мыслях, причем о
таких, материал,
данные которых доступны
каждому, и все дело,
собственно,
только в том,
чтобы предугадать
путь
для чужой мысли, неминуемо требуются
решительное
превосходство, врожденная значительность,
которые
дает только
природа, и
дает очень редко; тот, кто не способен сразу же доказать это, не
должен быть услышан" (там же. С. 226-227).
ИНТУИЦИЯ - способность непосредственного постижения истины; созерцание;
самая важная форма познания.
"...Весь
мир
рефлексии
покоится
на
мире интуиции как своей
основе
познания.
Поэтому
класс отвлеченных представлений
имеет тот отличительный
признак сравнительно
с
другими,
что
в последних
закон
основания всегда
требует только отношения к другому представлению того
же класса,
между тем
как при
отвлеченных
представлениях он требует в
конце концов отношения
к
представлению из другого класса" (Антология мировой философии.
М., 1971. Т.
3. С. 680).
410
"Авторы
большинства
книг, не говоря уже
о дурных книгах, если они не
эмпиричны по своему содержанию, мыслят, но не созерцают; эти
книги написаны
на
основании
рефлексии,
а
не
интуиции,
и
именно
это
делает
их
посредственными и скучными" (Шопенгауэр
А. Мир как воля и представление. Т.
2. С. 165).
КАУЗАЛЬНОСТЬ
(ПРИЧИННОСТЬ)
-
в
широком
смысле
закон
достаточного
основания, в узком - закон причинности.
МАТЕРИЯ
-
воздействие
объектов
друг на
друга;
всеобщая
причинная
деятельность; то же самое, что и действительность.
"Бытие
материи
- это
ее действие;
иного
ее бытия нельзя и мыслить.
Только действуя, она наполняет пространство, наполняет время; ее воздействие
на
непосредственный
объект
(а
он
сам
-
также
материя) ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz