Если
он хочет
быть
разумом,
то
как
теоретический
разум
он будет
филистером, а как практический - злодеем.
Если он хочет быть высшим сознанием, то о нем mi ничего
далее не можем
сказать
положительного,
ибо все,
что мы
вообще
можем
сказать, лежит
в
области разума, и сказать мы можем лишь то, что
происходит в ней, почему
о
высшем сознании мы говорим лишь отрицательно. Итак, разум
тогда
испытывает
некую
помеху: с
теоретической стороны
он оттесняется, и на
его
месте мы
видим
гений;
с практической стороны -
он
оттесняется,
и
на
его
месте
выступает
добродетель.
Высшее сознание нельзя назвать
ни практическим, ни
теоретическим, ибо это лишь разделение разума
[1]. Если же индивидуум стоит
еще на
точке зрения выбора, то высшее сознание с той стороны, с которой оно
оттесняет практический разум (vulgo -
инстинкт), кажется
ему повелительным
законом, долгом;
кажется ему,
говорю
я,
т.е. оно
принимает такой вид
в
теоретическом разуме, который все обращает в объекты и понятия. Поскольку же
высшее
сознание
хочет оттеснить
теоретический разум, оно
совсем никак не
кажется ему, именно потому, что, как только выступает здесь высшее сознание,
теоретический
разум
уже
подчинен
и лишь служит высшему сознанию. Поэтому
гений никогда не в состоянии дать отчет в своих творениях.
1
В
"Gottliche
Dinge"
Якоби,
р. 18, встречается
смешение
высшего
сознания
с инстинктом
путем
такого синкретизма, к которому способна
лишь
такая нефилософская голова, как Якоби.
171
§ 216
В вопросе о
моральности нашего
поведения юридическое правило audienda
et
altera pars не может
иметь значения; т.е. чувственность и эгоизм совсем
даже
не
должны
быть
выслушиваемы.
Скорее
можно
провозгласить,
когда
выскажется чистая воля: пес audienda altera pars.
§ 217
Отсутствие у животных нравственной свободы проистекает, по-видимому, не
оттого,
чтобы
у
них
не было и
следа,
не было
ничего подобного высшему
сознанию
в нас,
проявление
которого
и
есть
нравственность;
ибо
тогда
животное
-
явление, которое все
же

во
многих отношениях
столь сходно с
нашим, что
мы рассматриваем
человека как род
животных, -
должно было
бы
иметь совершенно иную основу своего существования и по самой внутренней сути
своей, в самом
корне,
быть иным,
чем мы. Против этого явно говорит
также
злобный,
неприязненный
характер
некоторых
животных
(крокодилы,
гиены,
скорпионы,
змеи)
и мягкий,
ласковый,
спокойный характер
других
(напр.,
собаки).
В
основе проявляющегося характера у животных,
как
и у человека,
должен лежать характер вневременный. "Ибо
есть сила в каждом животном, сила
неразрушимая,
которую spiritus
mundi свидетельствует
в
себе
самом,
для
разрешения
на страшном
суде"
(Якоб
Беме, 56-е
послание).
Тем
не менее
животных
нельзя
назвать свободными,
и это
происходит оттого,
что
у них
недостает глубоко подчиненной высшему сознанию способности,
разума; разум -
это
способность
всепонимания,
способность
постигать
целое;
как
эта
способность проявляется в теоретической сфере, показал
Кант; в практической
она делает то же: разум позволяет нам созерцать и обдумывать всю нашу жизнь,
все
поступки и
мысли
постоянно
как
нечто целое
и оттого ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz