|
и таинственного
для
нас хода вещей, которого
простым орудием
служит внешняя, эмпирическая
связь, где, однако, все, что совершается, имеет свои причины, т.е. наступает
необходимо
и
определяется извне;
между
тем
как
истинная причина
этого
закономерного течения вещей коренится внутри той сущности, которая выступает
в
этой
форме
явления.
Разумеется,
здесь
открывается
нам
лишь
очень
отдаленная
возможность решения
этой
проблемы,
и,
размышляя
о
ней,
мы
попадаем в целую
бездну мыслей, -- таких
мыслей, которые
Гамлет
называет
"thoughts beyond the reaches
of our souls"{sup}336{/sup}
. Свои
мысли
об
этом таинственном ходе мировых вещей, который мы в состоянии вообразить себе
только метафорически, я изложил в статье "О мнимой преднамеренности в судьбе
отдельного человека", в первом томе своих "Парерг".
{sup}336{/sup} "мысли за границами наших душ" (англ.).
В
§
14
моего конкурсного сочинения
о
фундаменте морали вы
найдете
характеристику эгоизма в
его внутреннем существе; как дополнение к ней надо
рассматривать нижеследующую попытку вскрыть его корни.
Природа противоречит самой себе, смотря по тому, исходит ли она в своих
вещаниях от
частного
или
от
общего,
изнутри или извне, от центра или из
периферии. В самом деле, свой центр имеет она в каждом индивиде,
потому что
каждый
индивид, это -- сполна вся воля к жизни. Поэтому, будь
этот индивид
хотя бы простое насекомое или червь. -- сама природа так говорит из него: "Я
одно,
или
я
один -- все
во
всем;
важно
только
мое
существование, --
остальное
может
погибнуть:
это собственно ничего не значит". Так
говорит
природа
с частной точки
зрения
самосознания;
и
на этом
зиждется эгоизм
всякого живого существа. С общей же точки
зрения, -- каковой является точка
зрения
сознания о
других вещах, т.е.
с точки зрения объективного
знания,
которое
на известный момент отрешается от
самого
познающего индивида,
--
другими словами, извне, из периферии, природа говорит так: "Индивид -- ничто
и меньше,
чем
ничто. Каждый день
для
игры и
забавы уничтожаю я миллионы
индивидов: их судьбу
отдаю я на произвол самому шаловливому и капризному из
моих
детей -- случаю,
который себе на потеху гонится за ними.
Каждый день
творю
я миллионы
новых
индивидов, и моя
производительная сила
от
этого
нисколько
не слабеет --
как
не
иссякает сила
зеркала
от множества
тех
солнечных бликов, которые оно
один за другим
отражает на стену. Индивид --
ничто". Лишь тот, кто
действительно мог бы примирить и
разрешить это явное
противоречие природы, сумел бы дать истинный ответ на вопрос о тленности или
нетленности своего собственного я. Мне думается, что в первых четырех главах
этой четвертой книги
моих дополнений я дал полезное руководство к изысканию
подобного ответа.
Впрочем,
сказанное выше можно пояснить
еще
и следующим
образом. Всякий
индивид, обращая свои
взоры
внутрь
себя,
узнает в своем
существе,
которое представляет собою его волю, -- вещь в себе, т.е.то,
что
повсюду служит единственной реальностью. Вот почему он
признает в себе ядро
и средоточие мира, и он считает себя бесконечно важным. Когда же он обращает
свои
взоры
во
вне,
то он оказывается
в
сфере
представления,
простого
явления, и там он видит себя индивидом
среди бесконечного
множества других
индивидов, -- он
видит себя
чем-то совершенно
незначительным,
совершенно
ничтожным.
Следовательно, каждый, даже самый незначительный индивид, каждое
я,
рассматриваемое
изнутри,
есть все
во
всем; рассматриваемое же извне,
каждое я--
ничто
или почти ничто.
Вот на
этом,
значит,
и
основывается
великая
разница
между
тем,
чем
каждый
необходимо
является
в
своих
собственных глазах, к
тем, чем
он является
в глазах всех других, -- иными
словами, на этом основывается тот эгоизм, в котором каждый упрекает каждого.
В силу этого эгоизма основною ошибкою всех нас является то, что мы друг
для
друга
составляем не-я. А быть честным, благородным, человеколюбивым -- ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104
105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140