|
и будут
доставлять ему
страдания, но уже
не будут удивлять его, так
как он раз навсегда убедится,
что именно скорби и страдания ведут к истинной цели жизни, -- к
тому, чтобы
воля отвернулась от нее. И что
бы с ним
ни случилось, это сознание придаст
ему
удивительное
спокойствие, подобное
тому, с каким больной, выдержавший
мучительное
и
долгое
лечение, переносит болезненность
последнего
-- как
признак его действительности.
{sup}366{/sup} разочарование (англ.).
{sup}367{/sup}
"Ты
тогда
обретешь
свое
благо,
когда поймешь,
что
несчастнее всех -- счастливцы" (лат.).
* первейшего обмана
Все человеческое бытие
достаточно ясно говорит,
что
страдание -- вот
истинный удел человека. Жизнь
глубоко объята страданием
и
не может избыть
его; наше вступление в нее сопровождается словами об
этом, в существе своем
она всегда протекает трагически,
и особенно
трагичен ее конец.
Нельзя
не
видеть в
этом отпечатка
преднамеренности. Обыкновенно
судьба
радикальным
образом пересекает человеку путь в главной точке, к которой тяготеют все его
желания
и стремления,
и жизнь его
получает
тогда
характер
трагический,
который
может
освободить
его
от
жажды
бытия,
воплощаемой
в
каждом
индивидуальном
существовании, и привести его
к тому, чтобы он расстался
с
жизнью и в разлуке не испытал
тоски по ней и по ее радостям. Страдание, это
поистине --
тот очистительный процесс, который
один
в большинстве случаев
освящает
человека, т.е.
отклоняет его
от ложного пути
воления жизни. Вот
почему
в
назидательных
христианских
книгах
так
часто
говорится
о
спасительной силе креста
и страданий, и вообще очень знаменательно и верно,
что символом христианской религии является
крест
-- орудие страдания, а не
действия.
Даже
и Екклесиаст,
еще
еврей
по
духу,
но глубокий
философ,
правильно сказал:
"Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце
делается
лучше"
(7:4).
Определив
страдание
как
????????
?????
(второй
путь),
я охарактеризовал
его
как
некоторого
рода
суррогат
добродетели
и
святости,
но
здесь
я
должен
решительно сказать,
что по зрелом размышлении наше
спасение и освобождение
больше зависит от того, что мы претерпеваем, нежели от того, что
мы делаем.
Именно об этом прекрасно
говорит
Ламартин,
обращаясь
к страданию в своем
"Hymne a la douleur":
Tu me traites sans doute en favori des cieux,
Car tu n'epargnes pas les larmes a mes yeux.
Eh bien! je les recois comme tu les envoies,
Tes maux seront mes biens, et tes soupirs mes joies.
Je sens qu'il est en toi, sans avoir combattu,
Une vertu divine au lieu de ma vertu,
Que tu n'es pas la mort de l'ame, mais sa vie,
Que ton bras, en frappant, guerit et vivifie {sup}368{/sup}.
{sup}368{/sup} Я верю, что ты посещаешь меня как любимца небес,
Ибо ты наполняешь мои глаза слезами.
И я принимаю их, посланниц твоих;
И во благо мне будут страданья и муки.
Я знаю, что добродетель твоя неизмеримо выше моей;
Что ты не смерть души, а жизнь ее,
И что твоя разящая рука животворит и исцеляет (фр.)
Если уже страдания
заключают в
себе
столькоосвящающей силы, то она в
еще
большей мере присуща смерти, которой мы боимся сильнее любых страданий.
Поэтому
всякий умерший
вызывает
в нас
чувство
благоговения, родственное
тому,
которое
мы
испытываем при
виде
тяжких страданий.
Смерть
каждого
человека представляется нам
своего рода апофеозом и канонизацией, и поэтому
мы смотрим с глубоким трепетом на труп даже самого незначительного человека,
и даже,
как
ни
странно звучит это замечание
в данном
контексте, военный
караул
отдает
честь
всякому
покойнику.
Смерть,
несомненно,
следует
рассматривать
как подлинную
цель
жизни,
и
в
то
мгновение,
когда
она
приходит, свершается все то, к чему на протяжении всей своей жизни мы только
готовились.
Смерть
-- это
конечный вывод, resume жизни,
ее итог, который ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
134 135 136 137 138 139 140