это значит не что иное, как претворять в действие мою метафизику.
Сказать,
что
время
и пространство
не
что
иное,
как
формы нашего
познания, а не определения
вещей в себе,-- это все равно, как если сказать,
что
учение
о
метемпсихозе:
"Ты
когда-нибудь
возродишься
в
виде
того
существа, которое ты
теперь обижаешь, и потерпишь от него такую
же обиду",
-- что
это учение тожественно с неоднократно упомянутой нами брахманистской
формулой "Tat twam asi" -- "Это -- ты".
Как я не раз уже доказывал, особенно в § 22 моего конкурсного сочинения
о
фундаменте
морали,
из
непосредственного
и
интуитивного
сознания
метафизической
тождественности
всех
существ
проистекает
всякая истинная
добродетель.
Но
отсюда
еще
не
следует,
чтобы
она
была
результатом
какой-нибудь особенной
силы интеллекта: напротив, достаточно самого слабого
рассудка, для
того чтобы
прозреть
в principium
individuationis, --
ведь
именно
в
этом
и
заключается
добродетель. Вот
почему
самый
прекрасный
характер можно встретить в сочетании
даже с очень слабым интеллектом, и для
того чтобы пробудилось наше сострадание, нет
нужды в
каком-либо напряжении
со
стороны
нашего
ума.
Наоборот,
требуемое
прозрение
в
principi
individuationis могло бы осуществляться
в каждом человеке, если бы этому не
противилась
воля его,
которая в
силу своего
непосредственного, тайного и
деспотического
влияния
на
интеллект,
по
большей
части,
мешает
этому
прозрению,
так
что
в
конечном
счете
вина
падает
на
волю, как это
и
естественно.
Упомянутое выше учение о метемпсихозе только тем отступает
от
истины,
что оно переносит
в будущее
то, что существует уже теперь. Оно гласит, что
моя внутренняя сущность будет жить в
других только после моей смерти, между
тем
как на
самом
деле
она живет в
них
уже
и
теперь, и
смерть только
разрушает ту иллюзию, в силу которой я этого не замечаю, -- подобно тому как
бесчисленные сонмы звезд
всегда
сияют над
нашей
головою,
но
становятся
видимы для нас лишь тогда, когда закатится именно одно, близкое к нам земное
солнце. С
этой точки
зрения,
мое
индивидуальное
существование,
как
ни
озаряет оно для
меня, подобно этому солнцу, все на свете, -- на самом деле,
однако, представляет собою только преграду, которая становится между мною
и
познанием истинного объема моего существа.
И так как эта преграда возникает
перед
каждым
индивидом
в
его
познавательной
деятельности,
то
именно
индивидуация и есть то, что
держит волю
к жизни в заблуждении относительно
ее собственного
существа: она -- Майя
брахманизма. Смерть --
опровержение
этой ошибки,
смерть вскрывает ее. Я
думаю, в момент
смерти
нас проникает
сознание, что
только в
силу
иллюзий
мы
ограничивали
свое
бытие
своею
личностью;
даже
эмпирические
следы
этого
можно
видеть
в
некоторых
состояниях,
родственных
смерти,
--
при
них
прекращается
концентрация
сознания
в мозгу; из
этих
состояний самое
замечательное -- магнетический
сон: когда он достигает высших степеней, наше бытие выходит за пределы нашей
личности и
в разного рода
симптомах оказывается в других
существах; самые
поразительные из этих симптомов,
это ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz