|
этой иллюзии
и
не
понять, что хотя форма пребывания
во времени и присуща только объективному,
все же субъективное, или воля, которая живет и проявляется во всех существах
мира, а с
нею и субъект познания, в котором этот мир отражается, -- что это
субъективное должно быть не
менее неразрушимо. В самом деле:
долговечность
объективного,
или
внешнего, может
быть
только проявлением неразрушимости
субъективного, или внутреннего, ибо
первое не может
обладать ничем, что не
получено от
внутреннего. Все обстоит
вовсе нее так,
чтобы
по существу
и
изначально
было нечто объективное,
явление,
а
затем
уже произвольным
и
акцидентальным
образом
наступало
нечто
субъективное,
вещь
в
себе,
самосознание. Ибо
очевидно,
что первое,
как явление,
предполагает
нечто
являющееся; как
бытие для
другого,
оно предполагает
бытие для
себя. Как
объект оно
предполагает субъект,
а
не наоборот, ведь повсюду
корни вещей
должны
лежать
в
том,
что
они
представляют
сами
для
себя,
т.е.
в
субъективном,
а не
в
объективном, или
в
том, чем они
являются лишь для
других, в каком-то чужом сознании.
Оттого, в первой книге, мы и нашли,
что
правильной исходной точкой
для философии
по существу и
необходимо
должна
быть точка зрения субъективная, выражаясь иначе --
идеалистическая, подобно
тому
как
противоположная
точка,
исходящая
от
объективного,
ведет
к
материализму. Но, в сущности, мы в
гораздо большей степени составляем миром
одно, чем это обыкновенно думают. Внутреннее существо мира -- это наша воля.
Явление мира -- это наше
представление.
Для
того, кто мог бы ясно сознать
это единство, исчезла бы разница между будущим существованием
внешнего мира
после
его
личной смерти
и
его собственным существованием после смерти. И
одно
и другое предстало бы ему как нечто одно, и он смеялся бы над безумной
мечтою,
которая могла их
разъединять.
Ибо
понимание неразрушимое
нашего
существа совпадает с отождествлением макрокосма и микрокосма.
То,
что
я
сказал
здесь,
возможно
пояснить
путем
своеобразного,
осуществимого
фантазией
эксперимента,
который
можно
бы
назвать
метафизическим. Именно: попробуйте
живо
представить
себе
то,
во
всяком
случае
недалекое, время,
когда
вас не
будет
в
живых. Вы себя
мысленно
исключаете,
а
мир
продолжает
существовать.
Но, к собственному изумлению
вашему,
тотчас же оказывается, что и вы еще продолжаете существовать вместе
с миром. Дело
в том, что
вы
пытались
вообразить себе
мир без себя: но в
сознании непосредственно я
--
только
оно и обусловливает мир, только
для
него мир и существует. Уничтожить этот центр
всякого бытия, это ядро всякой
реальности,
и в
то же время сохранить
существование
мира
-- вот
мысль,
которую
можно in abstracto
подумать,
но которой нельзя осуществить.
Наши
усилия
сделать
это,
наши
попытки
мыслить
производное
без
первичного,
обусловленное без
условия,
носимое без
носителя
каждый раз
терпят почти
такую
же
неудачу,
как
попытка
вообразить
равносторонний
прямоугольный
треугольник
или
уничтожение
и
возникновение
материи
и ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140