|
тем не
менее,
периодически
расплачиваясь смертью за рождения и смерти, мы
всегда
существуем
и испытываем все горести и
радости жизни попеременно,
когда ни
одна из них не может нас миновать: таков результат утверждения воли к жизни.
При этом страх смерти, который, несмотря на все страдания жизни,
удерживает
нас
в
ней, становится,
в сущности,
иллюзией;
но
столь же
иллюзорно
и
влечение, заманившее нас в жизнь. Объективное выражение этого соблазна можно
увидеть в
обращенных друг на
друга страстных взглядах влюбленных: они есть
чистейшее выражение волик жизни
в ее утверждении.
Как она здесь
кротка
и
нежна!
Она хочет
благополучия,
спокойного наслаждения и тихой радости для
себя, для
других, для
всех. Это
--
тема
Анакреона. Так воля обольщает и
манит себя к
жизни. Но как только она вступает в жизнь, страдание влечет за
собой
преступление,
а
преступление
--
страдание:
ужас
и
опустошение
заполняют всю сцену жизни. Это -- тема Эсхила.
Акт, в котором утверждает себя
воля и возникает человек, есть
деяние,
которого все в глубине души стыдятся, тщательно скрывают, а если их застанут
при
его совершении,
пугаются, будто
пойманы
на
месте
преступления. Это
деяние,
о
котором
в минуты спокойного
размышления
вспоминают
обычно
с
неприязнью,
а
в
раздраженном
состоянии
даже
с
отвращением.
Более
обстоятельные соображениятакого
рода
высказывает
Монтень
в
пятой
главе
третьей книги "Опытов" под
рубрикой "Что такое любовь". За этим актом сразу
следуют
огорчение
и
раскаяние,
наиболее
остро
переживаемые,
если
он
совершается
впервые,
и
вообще
настолько
острее,
насколько
благороднее
характер
человека.
Поэтому
даже язычник Плиний
говорит: "Только
человек
раскаивается в
своем
первом
совокуплении:
это завещание
жизни,
но
его
источник лежит в чем-то греховном" (Hist. nat. 83).
Ас другой
стороны, что
творят
и о чем поют в
гетевском "Фаусте" черти
и ведьмы
на своем шабаше?
Непристойности и распутство. Что проповедует собравшейся толпе (в прекрасном
вступлении к "Фаусту")
воплотившийся сатана? Непристойности и распутство, и
больше
ничего.
Но
единственно
и
исключительно
благодаря
постоянному
совершению
этого
деяния
и
существует
человеческий
род.
Если
бы
оптимистическое
мировоззрение
соответствовало истине,
если бы наша
жизнь
была с
благодарностью принятым нами
даром
высшего, руководимого мудростью
блага, прекрасным самим по себе ипотому
достойным восхваления и радости, то
ведь, несомненно, тот акт, который эту
жизнь постоянно возобновляет, должен
был бы представляться нам совсем по-другому. Если же, наоборот, эта жизнь --
нечто вроде ошибки или заблуждения, если она есть творение изначально слепой
воли, в развитии которой
самым
счастливым моментом является тот, когда она
возвращается
к
самой себе, чтобы
уничтожить
себя,
то возобновляющий эту
жизнь акт и должен быть таким, каков он есть.
Применительно к первой основной мысли моего учения необходимо отметить,
что
указанный выше
стыд, испытываемый после акта зачатия, распространяется
дажена служащие ему органы,
хотя
они, как и
остальные части тела, присущи
нам от рождения. Это служит удивительным доказательством того, что не только
действия, но
и само тело человека представляет собой объективацию воли и ее
творение.
Ибо человек не стыдился бы того, что
совершалось
бы вопреки его
воле.
Акт зачатия
относится
к
миру
как
решение к загадке. Мир
обширен в
пространстве, стар во времени и неисчерпаемо многообразен в своих формах. Но
все это -- только проявление воли к
жизни;
а концентрация, фокус этой воли
есть акт зачатия. В этом акте, таким образом, наиболее отчетливо проявляется
внутренняя сущность мира. При
этом обращает на себя внимание, что сам
этот
акт по-немецки обозначают словом "der
Wille" -- в очень характерном обороте
речи: "Er verlangte von ihr, sie sollte ihm zu Willen sein"*. Следовательно,
в качестве наиболее отчетливого
выражения воли этот акт представляет
собой
ядро,
сущность, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81
82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140