|
вещи
в
себе,
т.е.
того
проявления
последней,
в
котором
она,
непосредственно
озаренная
светом
познания, раскрывает свою сущность как волю. Истины же
физического
порядка
всецело остаются в сфере представления,
т.е. явления, и
показывают только,
как самые низкие
проявления
воли
закономерно выражаются
в представлении.
Далее, изучение мира с его физической стороны, как бы далеко и как бы удачно
нишло оно
вперед,
по
своим результатам
всегда
будет для нас безотрадно:
утешения можем мы искать
только в моральной стороне мира, потому что
здесь
для
наблюдения
разверзаются
глубины
нашего
собственного
внутреннего
существа.
Моя
философия, между тем, -- единственная,
которая воздает морали все
должное: ибо
только в
том случае,
если признать,
что
сущностью человека
служит
его собственная воля
и что
он, следовательно,
в строжайшем смысле
слова, является своим собственным произведением,-- только в этом случае
его
поступки
действительно составляют
всецело
его
поступки и могут быть
ему
вменяемы.
Если же
он
имеет другой
источник
или
является
произведением
какого-то отличного от
него
существа,
то всякая вина его падает
на
этот
источник или на этого зачинателя; Ибо за действием следует бытие.
Силу,
которая
создает
феномен
мира
и,
следовательно,
определяет
характер последнего, привести в связь с
нравственностью помышлений и, таким
образом,
нравственный
миропорядок
явить
как
основу
миропорядка
физического,--
в
этом
со
времен
Сократа заключалась проблема философии.
Теизм
решал
ее
по-детски
и
оттого
не
мог
удовлетворить
созревшее
человечество.
Поэтому
и
выступил
против
него
пантеизм
(где
только он
отваживался это делать) и показал, что природа в самой себе носит
ту
силу,
благодаря
которой она существует.
Но при этом должна была погибнуть этика.
Правда, Спиноза пытается местами
спасти ее с помощью софизмов, но в большей
части
он
прямо
жертвует
ею
и
со
смелостью,
вызывающей
изумление
и
негодование, провозглашает разницу между правдой и неправдой и вообще
между
добром и
злом
--
совершенно
условной,
т.е.
в существе своем
ничтожной
(например,
"Эгика", IV, теорема 37, схолия
2).
Вообще, после того как над
Спинозой в
течение больше ста лет тяготело незаслуженное,
пренебрежение, в
XIX веке реакция в маятнике общественного
мнения опять вознесла его слишком
высоко.
Всякий
пантеизм
в
конечном
счете
неминуемо
терпит
крушение
вследствие неотвратимых требований
этики, а затем и воздействия
наличности
мирового зла и страданий Если мир -- проявление божества, то все, что делает
человек
и
даже
животное,
одинаково
божественно
и
прекрасно:
ничто не
заслуживает
упрека,
ничто
сравнительно
с другим не заслуживает
похвалы:
иными
словами
-- нет никакой этики.
Именно поэтому
обновленный спинозизм
наших дней, т.е. пантеизм, и привел к тому,что мы в своей этике стали такими
низменными и
плоскими и
сделали из нее
простое
руководство
к надлежащей
государственной и семейной жизни, -- точно в последней, т.е. в методическом,
законченном,
самодовольном и уютном филистерстве, и состоит
конечная
цель
человеческого бытия.
Разумеется,
к таким плоскостям
пантеизм мог привести
лишь потому, что Гегеля, этот ординарный ум, эту фальшивую монету философии,
выдали
путем
общеизвестных ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96
97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140