|
смерти.
И это побуждение, и
этот
страх непосредственно вытекают из
воли,
которая
сама по
себе
чужда познанию.
Если
бы
человек
был
лишь
существом познающим, то смерть была бы для
него не только безразлична, но и
прямо
желанна.
Но
достигнутое
нами
соображение показывает,
что
смерть
поражает только
наше познающее сознание, между тем
как воля, поскольку она
есть
вещь в себе, лежащая в основе всякого индивидуального явления, -- воля
свободна от всего, что зиждется а временных
определениях, она
непреходяща.
Ее порыв к
существованию и проявлению, из
которого возникает
мир,
всегда
удовлетворяется, поскольку мир сопровождает ее, как тень -- свое тело: он не
что
иное,
как проявление ее
сущности.
А
если
воля в нас все
же боится
смерти,
это объясняется
тем,
что познание (интеллект)
показывает
ей
ее
сущность
только
в
индивидуальном явлении;
отсюда
и
возникает
для
нее
иллюзия, что
она погибнет
вместе с явлением, как будто и для меня вместе с
разбитым зеркалом, уничтожается мое отражение в нем. Именно это и
проникает
волю
содроганием,
как
противоречащее
ее
изначальной
сущности,
которая
представляет собою слепое стремление к
существованию. Отсюда
следует,
что
воля
в
нас, испытывающая
страх смерти
и
действительно
ее
страшащаяся,
смертью
не
уничтожается
и, наоборот, смерти
подвластно
и
действительно
погибает то, что по самой своей природе не способно испытывать страх,
как и
вообще какие-либо желания или аффекты,
и поэтому безразлично
к
бытию
или
небытию, это именно --
простой
субъект познания,
интеллект, существование
которого
заключается
в
его
отношении
к миру представлений, т.е.
к миру
объективному, коррелятом
которого он служит
и
с существованием коего он а
сущности
един.
Следовательно, если индивидуальное сознание
и
умирает, то
продолжает жить лишь единственное,
что сопротивляется смерти, -- воля. Этим
объясняется и противоречие
с
точки
зрения познания, состоящее в
том, что
хотя философы всегда старательно доказывали, что смерть не есть зло, --
все
же
их доводы
оставались неубедительны,
именно
потому,
что
страх смерти
коренится
не
в познании,
а
исключительно
в воле.
Если
все
религии
и
философемы сулят награду вечностью только за добродетели воли или
сердца, а
не
за
достоинства
интеллекта, или
ума,
то
это
тоже подтверждает,
что
неразрушимое начало в нас -- воля, а не интеллект.
К
уяснению
этой
мысли может
послужить
и
следующее. Природа
воли,
составляющей
наше внутреннее
существо,
проста: воля
только
хочет
и
не
познает.
Субъект
же
познания
--
явление
вторичное,
проистекающее
из
объективации
воли:
он
есть
точка
соединения
чувствительности
нервной
системы, фокус, в
котором собираются лучи
деятельности всех
частей мозга.
Поэтому вместе с мозгом должен погибнуть и он. В самосознании он,
как чисто
познающее начало, противостоит
воле, в качестве
ее наблюдателя,
и хотя он
произошел
из нее, все-таки он познает
в
ней
нечто от
себя отличное,
--
познает вследствие
этого
только эмпирически, во времени, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140