|
tyrannus защищает свое
гнездо с
особым
мужеством
и сопротивляется даже орлам. Когда муравья разрезали пополам, его
передняя половина еще пыталась прикрыть личинок.
Собака, у которой вырезали
из живота детенышей, умирая, подползла
к ним, стала их ласкать и заскулила,
когда их отняли у нее (Бурдах. Физиология как опытная наука. Т. 2 и 3).
XLIII. Наследственность свойств
Что при зачатии объединенное родителями семя передает детям особенности
не
только
рода,
но
и
индивидов
--
в
отношении
свойств
физических
(объективных, внешних), --
показывает повседневный опыт, и это признано уже
давно:
Naturae sequitur semina quisque suae.
(Catull){sup}278{/sup}
{sup}278{/sup} Природе семян следует каждый (Катулл)(лат.).
Распространяется
ли
это
и
на
духовные
(субъективные,
внутренние)
свойства, наследуют ли дети и
их
от родителей -- это
вопрос,
который уже
часто ставился и почти всегда получал утвердительный ответ. Труднее при этом
решить проблему выделения того, что унаследовано
от отца и что -- от матери
и каково, следовательно,
духовное наследие, получаемое от наших
родителей.
Если обратиться к
этой проблеме в свете нашего основного знания о том,
что
воля есть сущность
в себе,
ядро и корень в человеке,
а интеллект -- нечто
вторичное,
извне
привнесенное,
акциденция
данной
субстанции,
то
и
не
обращаясь
к опыту,
мы признаем возможность
того, что при
зачатии отец
в
качестве sexus
potior{sup}279{/sup} и производящего принципа задает основу,
корень новой жизни, т.е. волю, а мать в качестве sexus sequior{sup}280{/sup}
и
принципа
лишь
воспринимающего
передает
вторичное,
интеллект;
следовательно,
человек
свои
моральные
качества,
свой
характер,
свои
склонности и страсти наследует от отца, а степень, свойства и направленность
своей рассудочности
--
от матери.
Эта гипотеза действительно находит свое
подтверждение в
опыте, хотя
такой вывод делается
не наоснове
физического
эксперимента,
а
следует
частично
из
многолетних,
тщательных
и
тонких
наблюдений, частично -- из истории.
{sup}279{/sup} пола властвующего (лат.).
{sup}280{/sup} пола подчиненного (лат.).
Преимущество
собственного
опыта
состоит
в
полной
достоверности
и
детальной точности, за счет
чего компенсируется недостаток того, что
сфера
его
ограничена
и примеры не
общеизвестны. Поэтому я прежде всего
отсылаю
каждого к
этому опыту. Пусть
он
сначала понаблюдает за собой,
признается
самому себе в
своих склонностях
и страстях, недостатках и слабостях своего
характера,
пороках,
а также достоинствах
и
добродетелях,
если они есть;
затем пусть вспомнит своего отца
-- и,
несомненно, обнаружит все эти черты
характера
у него. Напротив, характер его матери окажется совершенно иным, и
сходство с ее моральными качествами
встречается крайне редко,
разве
что в
тех
исключительных случаях, когда характеры
родителей совпадают.
Пусть он
сопоставит,
например,
такие
черты
характера
у себя
и
своего отца, как
вспыльчивость
или
терпение,
скупость
или
расточительность, склонность к
сладострастию,
невоздержанности
или
игре,
жестокость
или
доброта,
искренность
или лицемерие,
гордость
или
снисходительность, мужество
или
трусость,
покладистость
или вспыльчивость, умиротворение или
ненависть
и
т.д. Пусть он подвергнет такому исследованию всех, чьи родители
и
характер
ему хорошо
известны. Если
он
проведет этот
анализ
внимательно, умело
и
искренне, то
результат, несомненно, подтвердит
нашу теорию. Так, например,
окажется,
что
свойственная некоторым
людям
склонность ко лжи может
быть
одинаково присуща
двум братьям,
ибо они унаследовали ее
от
отца;
именно
поэтому комедия
"Лжец и ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140