|
говорит: "Я не могу избавиться . от
мысли, что
прежде, чем родиться, я умер". Даже столь чрезмерно эмпирический
Юм говорит
в своем скептическом трактате
о бессмертии: "The metempsychosis
is therefore the only system of this kind that philosophy can hearken
to"*.
Этой вере, распространенной среди всех людей, убедительной как для мудрецов,
так и для народа, противостоит иудаизм и
две возникшие из него религии: они
учат, что человек сотворен из ничто, и далее ставят перед ним трудную задачу
связать с
этим веру в
бесконечную жизнь
a parte post{sup}249{/sup}.
Этим
религиям удалось огнем
и мечом изгнать
из
Европы и
некоторой
части Азии
прежнюю утешительную исконную
веру человечества --
и
надолго. О
том, как
трудно
было
справиться
с
ней,
рассказывает
ранняя
история
церкви:
большинство
еретиков,
например
симонисты,
василиане,
валентиниане,
маркиониты, гностики и
манихеи, были
приверженцами именно этой изначальной
веры.
Даже
некоторые
иудеи
попали
под
ее
влияние,
как
об
этом
свидетельствуют
Тертуллиан
и
Юстин
в
своих
"Диалогах".
В
Талмуде
рассказывается,
что
душа Авеля переселилась втело Сета, а потом -- Моисея.
Даже известный фрагмент Библии (Матф. 16:13-15) получает свой глубокий смысл
лишь
при условии,
что в
нем
присутствует идея
метемпсихозы.
Правда,
в
Евангелии
от
Луки,
где
также
встречается
это
место
(Лука,
9:18-20),
добавлено:
???
????????
???
???
???????
??????{sup}271{/sup},
т.е.
иудеям
внушается
предположение, что
такой старый пророк
может еще
воскреснуть во плоти, --
что представляет собой явную нелепость, так
как они ведь знают, что
он вот
уже
шесть
или
семь
столетий
как
лежит
в
могиле
и,
следовательно,
давным-давно
обратился
в
прах.
В
христианском
учении
место
учения
о
переселении душ
и
об
искуплении последними грехов
прежней жизни,
заняло
учение о первородном грехе, т.е. об искуплении греха другого индивида. Итак,
оба
этих
учения
(первое
--
непосредственно,
второе
--
косвенно),
отожествляют,
и
притом
с моральным уклоном, человека, живущего теперь,
с
человеком, жившим прежде.
*
"Метемпсихоза,
следовательно, единственная
система этого
рода,
к
которой
философия
может
обратить
свой
слух".
Этот
посмертный
трактат
находится в "Essays on suicide and the immortality of the soul, by the
late
Dav. Hume" (Basel, 1729,
sold by James Decker). Это
базельское переиздание
спасло
от
гибели
два
произведения
одного
из
величайших
мыслителей
и
писателей Англии. На своей родине они, к вечному позору Англии, были
забыты
в
силу господствовавшего
там
косного,
презренного
ханжества
и
влияния
могущественного и
наглого
священства.
Эти
сочинения
представляют
собой
бесстрастное, строго логическое изучение обоих названных вопросов.
{sup}271{/sup}"другие же говорят, что один из древних пророков воскрес"
(греч.)
Смерть --
великий урок и великое предостережение,
которое получает от
природы
воля к
жизни,
или,
точнее, присущий ей
эгоизм;
и в
нем
можно
усмотреть кару за наше существование*. Смерть -- мучительное разрешение того
узла, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140