|
который
сладострастно
завязало
деторождение,
смерть
--
извне
проникающее,
насильственное
разрушение
основной
ошибки
человеческого
существа, приносящее великое
разочарование. Мы
в сущности
своей --
нечто
такое, чему бы не следовало
быть, -- поэтому
мы и перестаем
быть.
Эгоизм
заключается,
собственно,
в том,
что человек
ограничивает всю
реальность
своей собственной личностью, полагая, что он существует только в ней, а не в
других. Смерть показывает, насколько он заблуждался, уничтожая его личность;
теперь
сущность
человека
(его
воля)
будет
пребывать
только
в
других
индивидах; интеллект же его, который
относился лишь к явлению, т.е. к
миру
как
представлению,
в
качестве
формы
внешнего
мира
продолжит
свое
существование тоже
в представлении,
т.е.
в
объективном
бытии
вещей как
таковом, -- следовательно, только в бытии внешнего мира, который существовал
до
сих пор. Таким образом, с момента смерти я человека целиком живет лишь в
том, что он до
сих пор считал не-я, ибо различие между внешним и внутренним
отныне исчезает. Мы напомним здесь, что
лучше тот
человек, кто меньше всех
замечает разницу между
собою и другими, не видит
в них абсолютное не-я, --
между
тем
как
для
дурного
человека
эта
разница велика,
даже
огромна
(абсолютна) (я выяснил это в своем конкурсном сочинении "Об основе морали").
И вот, согласно вышесказанному, именно это различие и определяет ту степень,
в
которой
смерть
может рассматривать как
уничтожение
человека.
Если же
считать,
что
пространственное
различие
между
"вне
меня"
и
"во
мне"
заключается только в
явлении, а
не в вещи
в себе, и
значит не
абсолютно
реальна,
то
в
потере
собственной индивидуальности мы будем
видеть
лишь
утрату явления, т.е. утрату
мнимую. Как ни реальна в эмпирическом
сознании
указанная
разница,
все-таки, с точки
зрения метафизической, выражения
"я
погибаю, но мир остается" и "мир погибает,
но
я остаюсь" в своей
сущности
одинаковы.
* Смерть говорит: "Ты -- продукт такого акта, которому
не следовало бы
быть; поэтому для того, чтобы погасить его, ты должен умереть".
И кроме того,
смерть -- великий повод к тому, чтобы мы прекратили свое
существование в
качестве я: благо тем, кто
этим поводом воспользуется! При
жизни
человека его воля лишена свободы:
все
его
поступки
скованы
цепью
мотивов и предопределены его неизменным
характером. Между тем всякий хранит
в себе воспоминания о
многом, что он сделал и чем он недоволен. Но
если бы
он
и
жил вечно, то,
в силу
этой неизменности
характера,
он вечно бы
и
поступал таким же точно образом. Оттого он должен перестать быть тем, что он
есть,
для
того чтобы из зародыша своего
существа
он мог возродиться
как
нечто
другое
и
новое.
Смерть
разрывает эти узы, воля
опять
становится
свободной,
ибо
свобода
не
в
Esse, а
в Operari. "Finditur nodus cordis,
dissolvuntur
omnes dubitationes, ejusque opera evanescunt"{sup}272 {/sup}--
таково
одно
весьма знаменитое изречение Вед,
которое
часто
повторяют их
приверженцы.
Смерть
--
это
момент
освобождения
от
односторонности
индивидуальной
формы,
которая
не
составляет
сокровенного
ядра
нашего
существа,
а проявляется в различных
его искажениях:
истинная, изначальная
свобода опять наступает в
это мгновение, и поэтому в указанном смысле можно
усмотреть в
нем
restitutio in integrum{sup}273{/sup}.
То выражение мира и
покоя, которое царит на лицах
большинства мертвецов, по-видимому, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140