4) В
моей
теории мир
не
исчерпывает всей возможности
бытия, и в
ней остается
еще пространство для
того, что мы негативно определили как отрицание воли к жизни. Пантеизм же по
сути
есть оптимизм: но если лучшее
-- это мир, то миром все и завершается.
5)
Для
пантеистов
созерцаемый
мир,
т.е.
мир
как
представление,
есть
преднамеренное
откровение
пребывающего в
нем Бога, что никак не объясняет
появления
мира,
но
само
нуждается
в
объяснении;
у
меня
же
мир
как
представление
возникает
лишь
впоследствии,
поскольку интеллект
со своим
внешним
созерцанием
сначала
выступает
только
посредником
мотивов более
совершенных
проявлений
воли
и
постепенно
возвышается
до
объективности
наглядных
форм
мира.
В
этом смысле
объясняется возникновение
мира
как
наглядного объекта, причем, в
противоположность
пантеистам,
без ссылок на
несостоятельные фикции.
{sup}373{/sup} всебожественности (греч.).
{sup}374{/sup} Бог (греч.).
Так как
вследствие
критики Кантом
всей спекулятивной философии почти
все философствующие
в Германии вернулись к Спинозе и
ряд неудачных попыток
философии
после Канта представляет собой безвкусно раскрашенный, облаченный
в
непонятные
высказывания
и
полностью
искаженный
спинозизм,
то
после
указаний отношения моей
философии
к пантеизму
вообще я постараюсь
теперь
прояснить ее специальное отношение к спинозизму.
Она относится к
нему как
Новый Завет
к Ветхому. Их объединяет единый
Бог-Творец.
У
меня,
как и
у Спинозы, мир возникает
из
своих внутренних
причин
и
благодаря самому
себе. Но
у Спинозы
его вечная субстанция
как
внутренняя сущность мира, которую он сам называет Deus, по своему моральному
характеру
и
значению считается
Иеговой,
Богом-Творцом,
который восхищен
своим
творением
и
находит,
что
все
Ему
прекрасно
удалось,
?????
????
????{sup}375{/sup}.
Спиноза тем самым лишил Его
только
личности. Для него, таким образом, мир
и все в мире прекрасно, как и должно
быть, и поэтому человеку
остается только "жить, действовать, сохранять свое
существование на основе стремления к собственной пользе" (Этика. IV, теорема
67);
человек
должен
наслаждаться жизнью,
пока он жив, совершенно в
духе
Екклесиаста
(9:7--
10).
Одним
словом,
это явный
оптимизм;
вот
почему
этическая сторона учения
Спинозы слаба, как и
в
Ветхом
Завете;
она даже
неверна,
а
иногда возмутительна*.
Напротив, в
моей
философии
воля
как
внутренняя
сущность
мира
подобна
распятому
Спасителю
или
же
распятомуразбойнику, в зависимости от того, как она себя определяет; поэтому
моя
этика вполне соответствует христианской вплоть до высших ее идеалов,
а
также этике брахманизма и буддизма.
{sup}375{/sup} здесь: таким образом (греч.).
* Unusquisqe
tantum juris habet, quantum potentia valet.
Tract. Pol.,
с.
2, § 8. -- Fides alicui data tamdiu rata manet,
quamdiu ejus, qui fidem
dedit, non mutatur voluntas.
Ibid.
§ 12.
Uniuscujusque jus potentia
ejus
definitur.
Eth.
IV,
pr.
37,
schol.
1.
Особенно
16
глава
"Tractatus
theologico-politicis"
представляет собой настоящий
компендиум
имморализма
философии Спинозы. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz