смерть
своих
родных;
причем
несомненно, что он не
скорбит
эгоистически о своей личной
утрате, а горюет о
великом
несчастии, которое постигло его близких. Оттого
мы и упрекаем в суровости и жестокости тех людей,
которые в таком положении
не плачут и ничем
не обнаруживают печали. Параллельно с этим замечается тот
факт,
что жажда мести, в своих высших проявлениях, ищет смерти
врага,
как
величайшего из несчастий, которые нам суждены на земле. Мнения изменяются от
времени и места; но голос природы всегда и
везде остается тем же, и поэтому
он прежде всего
заслуживает внимания.
И вот этот голос как будто явственно
говорит нам,
что смерть
--
великое зло. На языке природы смерть
означает
уничтожение.
И что смерть есть нечто серьезное, это можно
заключить уже из
того, что
и жизнь,
как всякий знает, тоже
не шутка. Должно быть, мы
и не
стоим ничего лучшего, чем эти две вещи.
Поистине, страх смерти не зависит
ни
от
какого знания: ведь животное
испытывает этот страх, хотя оно и не знает о смерти. Все, что рождается, уже
приносит
его с собою на землю. Но страх смерти a priori (до
опыта -- лат.)
-- не что иное, как оборотная сторона воли к жизни, которую представляем все
мы. Оттого всякому
животному одинаково присуща как забота о самосохранении,
так и
страх гибели;
именно
последний,
а не
простое стремление
избежать
страданий, оказывается в той
боязливой
осмотрительности, с
какою животное
старается оградить
себя,
а еще
более свое потомство, --
от
всякого, кто
только
может быть
ему
опасен.
Почему животное
убегает, дрожит
и
хочет
скрыться? Потому
что
оно
--
всецело воля
к
жизни, а
в
качестве такой
подвержено смерти и желает выиграть время. Таков же точно по своей природе и
человек. Величайшее из зол, худшее из всего,
что
только может грозить ему,
это смерть,
величайший страх --
это страх смерти. Ничто столь неодолимо не
побуждает нас
к живейшему участию, как если другой подвергается смертельной
опасности.
Нет ничего ужаснее,
чем смертная казнь. Раскрывающаяся
во всем
этом
безграничная
привязанность
к
жизни
ни
в
каком
случае
не
могла
возникнуть из познания
и размышлений:
напротив,
для последних она
скорее
представляется
нелепой,
потому
что
с
объективной ценностью
жизни
дело
обстоит весьма
скверно и во
всяком случае
остается под большим сомнением,
следует ли
жизнь предпочитать небытию;
можно сказать даже так, что если бы
предоставить свободу слова опыту и рассуждению, то
небытие, наверное, взяло
бы
верх.
Постучитесь
в гробы и
спросите у
мертвецов, не
хотят
ли
они
воскреснуть,
-- и они отрицательно покачают головами. К этому же сводится и
мнение Сократа, высказанное в "Апологии [Сократа]" Платона; и даже
бодрый и
жизнерадостный
Вольтер
не мог не сказать: "мы любим
жизнь, но
и
небытие
имеет свою хорошую сторону"; а в
другом месте: "я не знаю, что представляет
собою жизнь вечная; но эта жизнь -- скверная шутка". Да и кроме того, жизнь,
во всяком случае, должна скоро кончиться, так
что те немногие годы, которые
нам
еще,
быть
может,
суждено
прожить,
совершенно
исчезают
перед
бесконечностью
того времени, когда нас уже больше не будет.
Вот почему при
свете
мысли даже смешным кажется проявлять такую заботливость об этой капле
времени,
приходить в
такой
трепет,
когда
собственная
или
чужая
жизнь
подвергается опасности, и сочинять трагедию, весь ужас
которой
имеет
свой
нерв только в страхе смерти. Таким образом, могучая привязанность к жизни, о
которой мы говорили, неразумна и слепа. Она объясняется только тем, что
все
наше
внутреннее существо уже само по себе есть воля к жизни и жизнь поэтому
должна казаться
нам высшим благом,
как она ни
горестна,
кратковременна и
ненадежна. Объясняется
эта привязанность еще и тем, что
эта
воля, сама по
себе и
в своем
изначальном
виде, бессознательна и
слепа. Что же касается
познания, то оно не только не служит источником этой
привязанности к жизни,
но
даже
наоборот,
раскрывает
перед
нами
ничтожество
последней
и этим
побеждает играх смерти. Когда оно, познание, берет верх в человек спокойно и
мужественно ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz