|
бессмертной славы. Если же
Ларошфуко полагает,
что со страстной любовью дело обстоит так же,
как с привидениями, о которых
все говорят,
но которых никто ее видел, и если Лихтенберг в своем очерке "О
могуществе
любви"
тоже
оспаривает и отрицает
реальность и естественность
этого чувства, то это
с их
стороны -- большое заблуждение. Ибо невозможно,
чтобы нечто
природе человеческой чуждое и ей противоречащее, т.е.
какой-то
из воздуха сотканный призрак, постоянно и неустанно вдохновляло
поэтический
гений
и в его
созданиях находило себе
неизменный прием
и
сочувствие
со
стороны человечества:
Rien n'est beau, que le vrai; le vrai seul est aimable{sup}289{/sup}
(Boil.)
{sup}289{/sup} Без истины не
может
быть прекрасного в искусстве;
нет
ничего прекрасного, кроме правды; только истина приятна (Буало) (фр.)
Опыт, хотя и не повседневный, подтверждает это. В самом
деле:
то, что
обыкновенно
имеет
характер живой,
но
все
еще победимой
склонности, при
известных
условиях
может возрасти на степень такой страсти,
которая мощью
своею превосходит всякую другую, и объятые ею люди отбрасывают
прочь всякие
соображения, с невероятной силой
и упорством одолевают все препоны и для ее
удовлетворения
не
задумываются
рисковать своею жизнью и
даже сознательно
отдают эту жизнь,
если
желанное удовлетворение
оказывается для них вовеки
недостижимо. Вертеры и Джакопо Ортизи существуют не только в романах; каждый
год
Европа
может насчитать их, по
крайней мере, с
полдюжины; sed ignotis
perierunt mortibus illi{sup}290{/sup},
ибо
страдания их
не
находят
себе
другого летописца, кроме
чиновника,
составляющего
протокол, или газетного
репортера.
Но
читатели
судебно-полицейских
известий
в
английских
и
французских газетах могут засвидетельствовать справедливость моего указания.
И еще больше количество тех, кого эта страсть доводит
до сумасшедшего дома.
Наконец,
всякий
год
бывает
один-два
случая
совместного
самоубийства
какой-нибудь любящей,
но
силою внешних обстоятельств разлучаемой пары; при
этом,
однако,
для меня всегда
остается непонятным,
почему
люди, которые
уверены во взаимной любви и
в наслаждении ею,
думают найти себе величайшее
блаженство, не предпочитают лучше решиться на самый крайний
шаг, пренебречь
всеми
житейскими отношениями, перенести
всякие
неудобства,
чем вместе
с
жизнью отказаться
от такого счастья, выше которого они ничего не могут себе
представить.
Что
же
касается
более
умеренных
степеней любви
и обычных
порывов ее, то всякий
ежедневно
имеет их
перед
глазами, а покуда
мы
не
стары, то большей частью-- и в сердце своем.
{sup}290{/sup}но в безвестности исчезают погибшие (лат.).
Таким
образом, припомнив все
это,
мы
не
будем уже сомневаться ни в
реальности, ни
в
важности любви;
и удивляться должны
мы не тому,
что
и
философ решился избрать своей темой эту постоянную тему всех поэтов, а тому,
что предмет,
который
играет столь значительную роль во
всей
человеческой
жизни,
до сих
пор
почти
совсем
не
подвергался
обсуждению
со
стороны
философов
и
представляет
для них неразработанный материал.
Больше
всего
занимался этим вопросом Платон, особенно в "Пире" и в "Федре"; но то, что он
говорит по этому поводу, не выходит из области мифов, легенд и
шуток, да
и
касается главным образом греческой педерастии. То немногое, что есть на нашу
тему
у
Руссо,
в
его
"Discours
sur
l'inegalite"
("Рассуждения
о
неравенстве"), неверно и неудовлетворительно. Сказанное Кантом на эту тему в
третьем отделе рассуждения "О
чувстве прекрасного и возвышенного" (стр. 435
и сл.
в
издании
Розенкранца) очень
поверхностно
и
слабо
в фактическом
отношении,
а потому
отчасти и
неверно. Наконец, толкование этого сюжета у
Платнера,
в
его
"Антропологии",
§
1347 и сл., всякий
найдет
плоским и
мелким.
Определение же
Спинозы стоит здесь
привести ради его чрезвычайной ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140