по частям,
в ее
последовательных возбуждениях и
актах, -- да и о решениях ее он узнает лишь
a posteriori и часто весьма косвенным путем. Этим и объясняется, почему наше
собственная сущность представляет
для
нас,
т.е.
для
нашего
интеллекта,
загадку
и
почему
индивид
смотрит
на
себя
как
на
нечто
возникшее
и
преходящее, хотя его сущность сама по себе безвременна, т.е. вечна. Как воля
не познает,
так, наоборот, интеллект или субъект познания -- только познает
и ничего не желает. Физически это выражается в том, что, как я
уже упомянул
во
второй
книге, со
ссылкой на
Биша, различные
аффекты
непосредственно
действуют на
все части
организма, нарушая
их
функции, -- за
исключением
мозга, который они
могут
поражать
лишь косвенно,
т.е. лишь
в результате
именно нарушения функций в других органах ("О жизни и
смерти", разд.
6, No
2).
А отсюда следует, что субъект познания, сам по
себе и как такой,
ни в
чем
не
может
принимать
участия
или
интереса
и
для
него
безразлично
существование или несуществование чего
бы то
ни было на свете, и даже свое
собственное. Почему же это безучастное существо должно быть бессмертным? Оно
кончается
вместе с временным явлением
воли, т.е. с индивидом, как вместе с
ним
оно и
началось. Это
-- фонарь, который
гасят, как только он сослужил
свою
службу.
Интеллект, как и наглядный мир, в нем одном существующий,
--
простое явление; но конечность их, интеллекта и мира, не касается того, чего
проявлением
они
служат.
Интеллект
--
функция
нервной системы головного
мозга,
но
она,
как и
все тело, -- объективация
воли.
Поэтому интеллект
основан на соматической жизни организма, но последний сам опирается на волю.
Следовательно, на органическое тело можно в известном смысле смотреть как на
промежуточное звено между волей и интеллектом, хотя на само оно не что иное,
как воля, принявшая в созерцании интеллекта пространственный образ. Смерть и
рождение -- это постоянное обновление сознания воли, которая сама по себе не
имеет ни начала, ни конца и которая одна
является
как бы субстанцией бытия
(но
всякое такое обновление влечет
за собою и
новую возможность отрицания
воли к жизни). Сознание --
это жизнь субъекта познания, или мозга, а смерть
-- конец этого субъекта. Поэтому
сознание, конечно, всегда ново, каждый раз
начинается с
начала. Пребывает неизменной одна
только
воля, но только она
одна
и
заинтересована в той неизменности потому, что
она -- воля к жизни.
Познающий субъект сам по себе ничем не
заинтересован. Но
в я
объединяются
между собою
и эта воля,
и этот
субъект. В
каждом
животном существе воля
достигает уровня
интеллекта,
и
он
для
нее
--
свет,
при
котором
она
преследует
свои
цели. Также отметим, что страх смерти частично
основан на
том,
что
индивидуальная
воля
неохотно
расстается со своим
интеллектом,
который
в общем течении природы выпал на ее долю, как своего проводника или
стража, без которого она чувствует себя беспомощной и слепой.
Изложенные
мною
взгляды находят себе подтверждение
и в
повседневном
моральном опыте: он учит нас, что сальна только воля, между
тем как объекты
ее, в качестве обусловленных познанием, представляют собою
только
явление,
только
"пар
и
пену", подобно тому
вину, которым
потчевал Мефистофель
в
погребке Ауэрбаха; ведь после каждого чувственного наслаждения и мы говорим:
"казалось мне, -- я пил вино".
Страх смерти основан на иллюзии исчезновения я и,
при
том, сохранения
мира. На
самом
же
деле
верно скорее
противоположное:
исчезает
мир,
а
сокровенное ядро я, носитель и создатель того субъекта, в чьем представлении
мир только и существует, остается. Вместе
с мозгом исчезает
интеллект, а с
ним и объективный мир, его представление интеллекта. То, что в мозге других,
как
и
прежде,
будет жить
и
волноваться
подобный
же
мир, --
это
для
исчезающего
интеллекта
безразлично.
Если
бы поэтому истинная
реальность
лежала не в воле
и не моральное
существование распространялось ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz