столь
же
незыблемо
остается их
действительное
существо.
А теперь
представьте
себе
эту
смену
рождения
и
смерти
в
бесконечно-быстром
круговороте, --
и
вы
увидите пред
собой
устойчивую
объективацию
воли,
неизменные идеи существ, непоколебимые как
;
радуга над водопадом. Это
--
бессмертие во времени. Благодаря ему, вопреки тысячелетиям смерти и
тления,
еще ничего не погибло, ни один атом материи и, еще того меньше, ни одна доля
той
внутренней сущности, которая является нам в качестве природы. Поэтому в
каждое мгновение нам
можно радостно воскликнуть: "На зло времени,
смерти и
тлению мы все еще вместе живем!" Отсюда следовало бы исключить только
того,
кто хоть раз от всей души сказал об этой
игре: "Я больше не хочу". Но здесь
еще не место толковать об этом.
Зато необходимо здесь
обратить внимание
на то,
что
муки рождения
и
горечь смерти представляют собою два
неизменных условия, при которых воля к
жизни
пребывает
в
своей
объективации,
--
т.е.
благодаря которым
наше
внутреннее
существо, возвышаясь над
потоком
времени и
смертью поколений,
вкушает
беспрерывное настоящее и наслаждается
плодами утверждения
воли
к
жизни. Это аналогично тому, что бодрствовать днем мы в состоянии
только при
том
условии, чтобы каждую ночь
проводить во сне,
и это представляет собою
комментарий, какой дает нам природа к
уразумению
трудной
загадки жизни
и
смерти*.
* Остановка животных функций --
сон, остановка функций органических --
смерть.
Субстрат,
наполненность,
???????,
полнота или
содержание настоящего, собственно говоря, во все времена одно и
то же. Но именно
время,
эта
форма и предел нашего интеллекта,
-- вот что
делает
невозможным непосредственное познание этого тождества. То, например,
что,
в силу времени, будущего в данный момент еще нет, зиждется на иллюзии,
которую мы разоблачаем, когда будущее уже наступит. То, что присущая
нашему
интеллекту столь важная форма влечет за
собою подобную иллюзию, объясняется
и
оправдывается
тем,
что интеллект
вышел из рук
природы
вовсе
не
для
постижения
сущности вещей, а только
для восприятия мотивов, т.е. для услуг
некоторому индивидуальному и временному проявлению воли*.
*
Существует только
настоящее, ионо
существует постоянно, ибо оно --
единственная форма действительного бытия. Надо проникнуться тем
убеждением,
что прошедшее
не
само по себе отличается от настоящего, а
только
в нашем
восприятии, имеющем своей формой время, и лишь в силу его
настоящее кажется
отличным от прошлого.
Для того чтобы легче понять это, представьте себе все
события
и
сцены
человеческой
жизни,
плохие
и
хорошие,
счастливые
и
несчастные, радостные
и
ужасные,
как они в
самом
пестром разнообразии и
смене чредой проходили
во времени и
в различии местностей,
представьте их
себе
существующими
сейчас,
одновременно
и
постоянно
в
Nunc
stans{sup}257{/sup}.
Представьте
себе, что
их
смена
и
различие
только
иллюзорны. И только
представив это, вы
поймете, что, собственно,
означает
объективация воли к жизни. Кстати, и наслаждение, приносимое нам созерцанием
жанровых картин, основывается
преимущественно на том, что
они задерживают,
фиксируют мимолетные сцены жизни. Смутное осознание высказанной здесь истины
привело к учению о метемпсихозе.
{sup}257 {/sup}Здесь -- теперь (лат.)
Если сопоставить все эти
соображения, то понятен
будет истинный смысл
парадоксальной теории
элеатов,
согласно
которой нет ни возникновения,
ни
уничтожения,
а
целое
стоит
незыблемо.
"Парменид
и
Мелисс
отрицали
возникновение
и уничтожение,
так как
они думали,
что ничто
не движется"
(Stob. Ecl. I,
21). Точно так же это проливает свет и на прекрасное место у
Эмпедокла,
которое
сохранил для нас
Плутарх
в
книге
"Adversus Coloten"
("Против Колота"), гл. 12:
?????
??
??? ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz