то
ни
один мыслящий
и
правильный
ум не станет
из-за
этого
утверждать,
что
сила, которая
так
энергично
действовала
в
ней,
совершенно
исчезла.
Следовательно,
при
дальнейшем
размышлении,
он не согласится
с тем, что сила, которая сегодня
натягивает
лук,
начала свое существование только
с
этой
рукой.
Гораздо
естественнее прийти к мысли,
что сила, которая раньше приводила в
движение
какую-нибудь
теперь
исчезнувшую
жизнь,
это
--
та самая
сила,
которая
проявляется в другой жизни, теперь цветущей, -- эта мысль почти неотвратима.
Но мы несомненно знаем, что,
как я
показал
во второй книге, исчезает лишь
то, что входит
в причинную цепь явлений, -- входят в нее только состояния и
формы.
Не распространяется
же эта вызываемая причинами
смена состояний
и
норм, с одной стороны, на материю, а с другой -- на силы природы. Обе они --
предпосылки всяческих изменений.
А то начало, которое
нас
животворит,
мы
прежде
всего
должны мыслить по крайней мере как
силу природы,
пока более
глубокое исследование
не
покажет
нам,
что она такое сама
по себе. Итак,
жизненная сила, даже понимаемая в смысле силы природы, остается чуждой смене
форм и
состояний, которые
приводят и уходят, увлекаемые цепочкой
причин и
действий,
и которые одни
подвластны возникновению и
уничтожению, как
это
показывает
опыт.
Следовательно,
в
этих
пределах
нетленность
нашего
подлинного
существа
остается
вне
всяких
сомнений.
Конечно,
это
не
удовлетворяет
тем
запросам,
какие
мы
обыкновенно
предъявляем
к
доказательствам в пользу
нашего
загробного
существования,
и не дает того
утешения, какого мы
ждем
от них. Но все-таки и это уже
есть нечто,
и кто
боится
смерти
как
абсолютного
уничтожения,
не
должен
пренебрегать
безусловной
уверенностью,
что
сокровеннейшее
начало
его
жизни
этому
уничтожению не подлежит. И
можно даже высказать
парадокс, что
и то второе
начало,
которое,
подобно
силам
природы,
остается
чуждо
вечной
смене
состояний, протекающей по нити причинного сцепления, т.е. материя, сулит нам
своей абсолютной устойчивостью такую неразрушимость, в силу которой человек,
неспособный
понять
никакой
иной
вечности,
все-таки
может
уповать
на
известного рода
бессмертие.
"Как? --
возразят
мне,
--
на
устойчивость
простого
праха, грубой материи, надо
смотреть
как
на продолжение
нашего
существа?" Ого! А Разве вы знаете этот прах? Разве вы знаете, что он такое и
к чему он способен? Узнайте его, прежде чем презирать
его. Материя, лежащая
теперь перед вами
как
прах и пепел,
сейчас, растворившись в воде,
осядет
кристаллом, засверкает
в металле,
рассыплет
электрические
искры, в своем
гальваническом
напряжении
проявит
силу, которая,
разложив
самые крепкие
соединения, обратит
земные
массы в металл.
Более
того,
она
сама
собою
воплотится
в растение и животное
и из своего таинственного лона породит ту
самую жизнь, утраты
которой вы так боитесь в своей
ограниченности. Неужели
продолжать
свое существование
в виде такой
материи совсем
уже ничего
не
стоит?
Нет, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz