Теперь же смерть имеет еще ту хорошую
сторону, что она -- конец жизни,
и
в страданиях
жизни
мы
утешаем себя смертью
и
в
смерти утешаем
себя
страданиями жизни. Истина же в том, что и смерть,
и жизнь
с ее страданиями
представляют одно неразрывное целое
--
один лабиринт заблуждений, выйти из
которого так же трудно, как и желательно.
Если бы мир не был чем-то таким, чему в практическом отношении лучше бы
не быть, то и в теоретическом отношении он не представлял бы собою проблемы:
его существование или
совсем не нуждалось бы в объяснении
так как оно было
бы настолько понятно само
собою, что никому бы и в
голову не
приходило ни
удивляться ему, ни спрашивать о нем; или же цель этого существования была бы
для
всех очевидна.
На
самом же деле
мир
представляет собою неразрешимую
проблему,
так
как
даже
в
самой
совершенной
философии всегда будет еще
некоторый
необъясненный
элемент, подобно
неразложимому химическому осадку
или тому остатку, который всегда
получается в иррациональном отношении двух
величин.
Поэтому, когда кто-нибудь решается задать вопрос,
почему бы этому
миру лучше вовсе не существовать, то
мир не может ответить на это, не может
оправдать себя из
самого себя, не может найти основания и конечной
причины
своего бытия
в самом себе и
доказать, что существует он
ради самого себя,
т.е. для собственной пользы. Согласно моей теории, это объясняется, конечно,
тем,
что
принцип бытия мира не имеет решительно
никакого основания,
т.е.
представляет собою слепую волю к жизни, а
эта воля как вещь в себе не может
быть
подчинена закону
основания,
который
служит
только формой явлений и
который
один
оправдывает собою
всякое "почему?".
А это вполне отвечает и
характеру мира, ибо
только слепая,
а не
зрячая воля могла поставить самое
себя в такое положение, в
каком мы видим себя. Зрячая воля, напротив, скоро
высчитала
бы,
что
предприятие
не
покрывает своих
издержек, ибо
жизнь,
исполненная необузданных
порываний и борьбы, требующая напряжения всех сил,
обремененная
вечной
заботой,
страхом
и
нуждой,
неминуемо
влекущая
к
разрушению
индивидуального
бытия,
такая
жизнь
не
искупается
самым
существованием человека, которое
завоевано столь
трудной ценою, эфемерно и
под нашими
руками расплывается
в
ничто.
Вот почему
объяснение
мира
из
некоторого анаксагоровского ???{sup}315{/sup},
т.е. из
некоторой
воли, руководимой
сознанием, непременно
требует известной прикрасы
в виде
оптимизма,
который
и
находит
себе
тогда
своих
защитников и
глашатаев
наперекор
вопиющему
свидетельству
целого
мира,
исполненного
страданий.
Оптимизм
изображает нам
жизнь в виде какого-то
подарка, между тем как
до
очевидности ясно, что
если
бы раньше
нам показали и дали попробовать этот
подарок, то всякий с благодарностью отказался бы
от
него; недаром
Лессинг
удивлялся уму своего сына,
который ни за что не хотел выходить на свет, был
насильно извлечен в него акушерскими щипцами и, не успев явиться, сейчас
же
поспешил уйти из
мира. Правда, говорят, что жизнь от одного
своего конца и
до
другого представляет
собою не что
иное, как назидательный урок; на это
всякий может ответить: "именно
поэтому я и хотел бы, чтобы
меня оставили в
покое самодовлеющего ничто, где я не нуждался ни в уроках, ни в чем бы то ни
было". И если
к этому прибавляют, что
всякий
человек
должен будет в свое
время
дать
отчет о каждом часе
своей
жизни, то
скорее
мы
сами
вправе
требовать,
чтобы сначала
нам дали отчет в том, за что нас
лишили прежнего
покоя
и
ввергли в такое
несчастное, темное, трудное и скорбное положение.
Вот куда,
значит, приводят неверные
принципы. Действительно,
человеческое
существование никак не назовешь подарком: напротив, оно
скорее представляет
собою долговое
обязательство,
который
мы
должны
заплатить
по
условию.
Взыскание
по ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz