на свете
достойного наших
стремлений, борьбы и
желаний,
что
все блага ничтожны,
что мир оказывается
полным
банкротом и
жизнь -- такое предприятие, которое не
окупает своих издержек; и это должно
отвратить нашу волю от жизни.
Это
ничтожество
всех
объектов
нашей
воли явно
раскрывается
перед
интеллектом, имеющим свои корни в
индивиде, прежде всего -- во времени. Оно
--
та
форма,
в которой ничтожество
вещей
открывается перед нами
как их
бренность: ведь это оно,
время, под нашими
руками
превращает в ничто
все
наши наслаждения и
радости,
и мы потом с удивлением спрашиваем себя,
куда
они
девались.
Самое ничтожество это
является, следовательно, единственным
объективным элементом времени, другими словами, только оно, это ничтожество,
и есть то, что соответствует ему, времени, во внутренней сущности вещей, то,
чего оно, время, является выражением.
Вот почему время и
служит
a
priori
необходимой формой всех наших
восприятий: в нем должно являться все, даже и
мы сами. И
оттого наша жизнь прежде
всего
подобна
платежу, который
весь
подсчитан из медных
копеек и который надо все-таки погасить: эти копейки --
дни,
это
погашение
-- смерть.
Ибо в конце
концов время
-- это
оценка,
которую делает природа всем своим существам: оно обращает их в ничто:
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живет.
Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться!
[И.В.Гете. Фауст. пер. Н. Холодковского]
Так старость
и
смерть,
к которым неуклонно поспешает
всякая
жизнь,
являются осуждающим приговором над волей к жизни: выносит этот приговор сама
природа, и
гласит он, что эта воля -- стремление, которому во веки веков не
суждено осуществиться. "Чего ты хотел, -- гласит он, -- имеет
такой
конец:
восхоти же чего-нибудь лучшего". Таким образом, урок, который всякий выносит
из
своей
жизни,
заключается
в
том, что
предметы
наших желаний
всегда
обманывают нас, колеблются
и
гибнут,
приносят
больше
горя, чем радости,
пока, наконец, не
рухнет
та
почва,
на
которой
все
они
зиждутся, и не
погибнет самая жизнь, в последний раз подтверждая, что все наши стремления и
желания были обманом, были ошибкой:
Then old age and experience, hand in hand,
Lead him to death, and make him understand,
After a search so painful and so long,
That all his life he has been in the wrong.{sup}311 {/sup}
{sup}311 {/sup}И старость, и опыт ведут заодно
К последнему часу, когда суждено
Понять после долгих забот и мученья,
Что в жизни брели мы путем заблужденья.
Рассмотрим, однако, этот вопрос
обстоятельнее, потому что
именно
эти
мои
взгляды
больше
всего встретили себе
возражений. И,
прежде всего,
я
представлю
следующие подтверждения
данному
мною в
тексте
доказательству
того, что всякое удовлетворение,
т.е. всякое удовольствие и всякое счастье,
имеет
отрицательный характер,
между
тем
как страдание
по своей
природе
положительно.
Мы
чувствуем боль,
но не
чувствуем
безболезненности;
мы
чувствуем
заботу, а
не беззаботность,
страх, а не безопасность. Мы чувствуем желание
так
же,
как
чувствуем
голод
и
жажду;
но
как
только
это
желание
удовлетворено,
с ним
происходит
то
же, что со
съеденным куском, который
перестает существовать для нашего чувства в то самое мгновение, когда мы его
проглотим.
Болезненно жаждем
мы
наслаждений
и
радостей,
когда
их нет;
отсутствие же
страданий, хотя бы
и
они прекратились после того, как долго
мучили
нас,
непосредственно нами
не
ощущается,
мы
можем думать
об
их
отсутствии разве только намеренно, посредством рефлексии. Все это -- потому,
что только страдания и лишения могут
ощущаться нами
положительно и
оттого
сами
возвещают
о
себе; наоборот,
благополучие
имеет чисто отрицательный
характер. Вот
почему
три
высшие
блага ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 Интересует будущее? Спросите Книгу Судеб - гадать здесь
Hosted by uCoz