|
его проследить, это, в каждом являющемся существе,
-- его воля. Так это и в
человеке.
Сознание
же
состоит
в
познании,
а
последнее
в
качестве
деятельности мозга, т.е. функции организма, относится, как я уже достаточно;
выяснил, к простому явлению и
поэтому кончается вместе с ним. Нерушима одна
только воля, чьим
созданием, или, вернее, отображением, было
тело. Строгое
различение
воли от познания, с утверждением примата первой, -- эта основная
черта
моей
философии,
--
вот
единственный
ключ
к
разрешению
того
противоречия,
которое
принимает различные формы и каждый раз с новой силой
возникает даже в
самом элементарном
сознании,
-- того
противоречия,
что
смерть
--
наш
конец,
а
мы
между
тем
все-таки
должны
быть
вечны
и
неразрушимы: спинозовское sentimus, experimurque, nos aeternos esse*.
* "чувствуем и воочию убеждаемся, что мы вечны" -- лат.
Ошибка
всех
философов
заключалась
в
том,
что
метафизическое,
неразрушимое, вечное
в человеке они полагали в интеллекте, между тем как на
самом деле
оно
лежит исключительно в воле,
которая от
первого совершенно
отлична
и только
одна
первоначальна. Как я
самым
основательным
образом
показал
во второй книге, интеллект --
феномен
производный и обусловленный
мозгом, и поэтому он
вместе
с
ним
начинается и
кончается. Воля одна
--
начало
обуславливающее,
зерно
явления,
от
форм
последнего,
к
которым
относится
и
время,
свободное,
-- а
следовательно,
и
неразрушимое.
Со
смертью,
таким
образом,
погибнет
сознание,
но
не
то,
что породило
и
поддерживало
это сознание: гаснет жизнь, но остается принцип жизни, который
в ней проявлялся. Оттого всякому и подсказывает
несомненное чувство, что
в
нем
есть
нечто
безусловно
непреходящее
и неразрушимое; даже
свежесть и
живость
наших
воспоминаний из очень далекого
времени, из раннего детства,
свидетельствуют о том, что в нас есть нечто такое, что не увлекается потоком
времени, не стареет, а пребывает неизменным. Но что такое это
непреходящее,
-- этого нельзя себе ясно представить.
Это не сознание, как
и не
тело, на
котором, очевидно, зиждется сознание. Это скорее то, на чем
зиждется
самое
тело
вместе
с
сознанием,
т.е. именно то, что, попадая
в
поле сознания,
оказывается волей.
Выйти за
пределы этого непосредственного проявления
ее
воли мы, разумеется, не можем, потому что нам
не дано перешагнуть за предел
сознания.
И поэтому
вопрос о том, что такое это неразрушимое в нас начало,
поскольку
оно не
сознаваемое
нами, т.е.
что
оно
такое само по
себе
и
безусловно, -- этот вопрос должен остаться без ответа.
В пределах явления и посредством его форм, времени и пространства,
как
principii individuationis, дело, по-видимому,
обстоит так, что человеческий
индивид
погибает,
а человеческий род
неизменно пребывает и
живет. Но
во
внутреннем существе вещей, которое остается свободным от этих форм, отпадает
и
все различие между
индивидом и
родом, и
оба составляют непосредственно
одно. Вся
воля к жизни сполна находится в индивиде,
как она находится
и в
роде, и потому бессмертие рода -- это только символ неразрушимое индивида.
Таким
образом,
бесконечно
важное
понимание
неразрушимости
нашего
истинного существа для смерти целиком зиждется
на разнице между
явлением и
вещью в себе. Поэтому я освещу эту разницу
самым ярким образом, вытеснив ее
теперь
на том,
что противоположно смерти,
т.е. на возникновении
животных
существ, -- на зачатии. Ибо этот процесс, такой же загадочный, как и смерть,
непосредственнее всего рисует у нас
перед глазами
основное различие
между
явлением и внутренней сущностью вещей, т.е. между миром, как представлением,
и ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140