|
(Нирвана), так
как
утверждение
воли (Шанкара)
имеет
своею
формой
множественное
проявление последней. Утверждение воли к жизни,
мир явлений,
разность всех существ, индивидуальность, эгоизм, ненависть, злоба -- все это
вытекает
из одного корня; точно так же, с другой стороны,
из одного
корня
вытекают
мир
вещей
в
себе,
тожество
всех
существ,
справедливость,
человеколюбие, отрицание воли к жизни. И если, как я достаточно показал, уже
моральные
добродетели вытекают
из
сознания этого тожества
всех
существ,
которое между тем лежит не в явлении, а только в вещи
в себе, в корне
всех
существ,
то
добродетельный
поступок
представляет
собою
мимолетное
прохождение человека
через ту точку,
к
которой вернуться
навсегда
можно
путем отрицания воли к жизни.
Сказанное
приводит
нас к заключению, что у нас нет никакого основания
допускать, будто существуют еще более
совершенные интеллигенции, чем
наша,
человеческая. В
самом деле: мы видим,
что уже и последней
достаточно
для
того,
чтобы
сообщить
воле
то
сознание, в результате
которого
она себя
отрицает
и
упраздняет,
в
силу
чего
отпадает
индивидуальность,
а
следовательно,
и
интеллигенция,
которая
служит
только
орудием
индивидуальной,
т.е. животной, природы.
Это
покажется нам не так странно,
если
мы
сообразим,
что даже
возможно совершеннейшие интеллигенции, какие
только мы могли
бы в
виде опыта
вообразить себе, мы все-таки
не могли бы
мыслить существующими в течение бесконечного времени: последнее оказалось бы
слишком
скудным для того, чтобы постоянно доставлять им все новые
и новые,
достойные их объекты. Так как
сущность всех вещей в
своей
основе одна, то
всякое познание ее по необходимости тавтологично; если бы эта сущность
была
однажды постигнута (как она скоро и была бы постигнута этими совершеннейшими
интеллигенциями),
то
что
оставалось
бы
им
другого
для
заполнения
бесконечного
времени, как не простое
повторение со всей его скукой?
Таким
образом, и
с этой
стороны
мы невольно
приходим к
тому выводу, что целью
всякой интеллигенции может быть только реакция
на какую-нибудь волю;
а так
как всякое воление -- заблуждение, то последним делом интеллигенции остается
подавление
того
самого
воления, целям
которого
она до
сих пор служила.
Поэтому даже самая
совершенная из возможных интеллигенции может быть только
переходной
ступенью
к тому,
куда
не
в силах достать никакое познание, и
такая
интеллигенция
в существе вещей
может
занять
только
место
одного
мгновения осуществленной полноты прозрения.
В соответствии со всеми этими соображениями и с тем, что, как я показал
во второй
книге,
знание
вытекает из
воли, которую оно,
служа ее
целям,
отражает в
ее утверждении, между тем как
истинное
благо заключается
в ее
отрицании,
-- в
соответствии с этим все
религии
в
своем крайнем
пункте
завершаются мистикой и мистериями, т.е. мраком и тайной,
которые собственно
намечают
лишь
пустое для
познания место, т.е. тот
пункт, где
необходимо
прекращается всякое знание; и оттого этот пункт может быть выражен для мысли
только
отрицательным путем,
а
для чувственного созерцания
он знаменуется
символическими знаками, во храмах -- темнотою и безмолвием,
а в брахманизме
-- даже
требованием
приостановки
всякого мышления и
созерцания, в
целях
глубочайшего
проникновения в
недра собственного я,
с
помощью
мысленного
произнесения
таинственного
слова Ом. Мистика в самом широком смысле
этого
слова, это -- всякое
указание к непосредственному проникновению
в то, куда
не достигает
ни ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112
113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140