|
за границы
смерти, то ввиду того, что интеллект, а с ним и его мир, гаснут, вещи в себе
были бы лишь
бесконечной сменой мимолетных и мрачных сновидений, без всякой
взаимной связи: ибо неизменное пребывание бессознательной природы
находится
только во временном представлении у природы познающей. И, следовательно, все
тогда было бы неким мировым духом, без цели и смысла погруженным в мрачные и
тяжелые сны.
И когда индивид ощущает страх смерти, то перед нами открывается нелепое
и даже
смеха
достойное
зрелище:
владстелин миров, который
все наполняет
своим существом
и благодаря которому только и
существует все, что есть, --
этот владыка
трепещет и
боится
погибнуть,
погрузиться
в бездну
вечного
ничто, -- между тем как в действительности все полно им и нет
такого места,
где бы его не было, нет существа, в котором
бы он не пребывал, поскольку не
бытие становится его носителем, а он -- становится носителем бытия. И тем не
менее этот властелин трепещет в страдающем от страха смерти индивиде, ибо он
обманут
порождаемой
principio individuationis
иллюзией,
будто
его жизнь
ограничена
жизнью
умирающего
теперь
существа:
эта
иллюзия
есть
часть
тяжелого
сна, который
ему
представляется,
как водя к жизни.
Но можно бы
сказать умирающему: "Ты перестаешь быть чем-то таким, чем лучше было бы тебе
никогда и не становиться".
Пока в человеке не наступило отрицание воли к
жизни,
смерть оставляет
ему зародыш и
зерно совершенно иного существования,
в котором возрождается
новый индивид,
-- таким свежим
и первозданным, что он сам предается о себе
удивленному размышлению. Отсюда мечтательные и задумчивые порывы благородных
юношей в ту пору, когда
это свежее
сознание достигает своего расцвета. Что
для
индивида
--
сон,
то для
воли как вещи
в
себе
-- смерть.
Воля не
выдержала быв
течение
целой бесконечности
переносить все
ту же
суету
и
страдания,
если
бы
у
нее
сохранились
при
этом
воспоминание
и
индивидуальность. Она отбрасывает
их, в этом -- ее Лета,
и освеженная этим
сном смерти, наделенная другим интеллектом, она опять является в виде нового
существа: "к новым берегам зовет нас новая заря" [Гете]
В качестве утверждающей себя
воля к жизни, человек имеет корни
своего
существования
в
роде.
Вследствие
этого
смерть
--
лишь
утрата
одной
индивидуальности
и обличение
в
другую,
т.е. изменение
индивидуальности,
совершаемое под влиянием собственной воли
человека. Ибо только в воле лежит
вечная сила, которая могла породить существование его
я, но которая
в силу
его
свойств
не может удержать
их в
нем. Смерть,
это -- безумие, которое
сохраняет
сущность (essentia) каждого
в
его
притязании на
существование
(existentia);
это
--
выявление
противоречия,
заложенного
во
всяком
индивидуальном бытии:
Все то, чему начало было,
Достойно, чтобы оно уплыло
[Гете. "Фауст"].
И
все-таки,
в
распоряжении этой
самой
силы,
т.е. воли,
находится
бесконечное количество подобных
же существований
с
их я, которые столь же
ничтожны и преходящи. А так как всякое
я имеет свое особое сознание, то для
него это бесконечное число других я
ничем не отличается от я единственного.
С
этой
точки
зрения,
для
меня
не
кажется
случайностью,
что
????{sup}269{/sup}
одновременно
означает
и
отдельную
человеческую
жизнь, и
бесконечное
время: уже
отсюда можно видеть, хоть и
неясно, что сами по себе и в своем
конечном основании они составляют одно и
то же; поэтому,
собственно
говоря, безразлично,
существую ли
я, только в
течение отмеренной мне жизни или же в бесконечности времен.
{sup}269{/sup} вечность (греч.)
Но,
разумеется,
все
вышесказанное
мы
не
можем
представить
себе
совершенно без понятий о времени, хотя они должны быть устранены, когда речь
идет о вещи в себе. Но одним
из непреодолимых ограничений нашего интеллекта
является
невозможность
полного
отказа
от
этой
первой ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140