|
воли к жизни;
оно
говорило, что грехопадение Адама навлекло
проклятие на всех нас, что
в мир вошел грех и что
наследие
вины
пало
на
всех,
но что жертвенная
смерть Христа всех
искупила, спасла мир, победила
грех
и удовлетворила правосудие.
Но для
того
чтобы понять самую
истину,
которая
заключается
в
этом
учении, надо смотреть на людей
не
только во
времени,
как на существа друг от
друга
независимые,
--
надо
постигнуть
(Платонову) идею человека, которая
к смене человеческих поколений относится
так же,
как вечность сама по себе
относится
к
вечности,
расчлененной на
отдельные моменты времени. Поэтому вечная идея человека, расчлененная на ряд
человеческих
поколений,
благодаря
связующей
нити
рождения,
все
же
представляется
во
времени как
нечто целое. Если
иметь в
виду
эту
идею
человека, то мы поймем, что грехопадение Адама означает
конечную, животную,
греховную
природу
человека,
соответственно
которой
он
и
являет
собою
существо, обреченное конечности, греху, страданию и смерти; наоборот, земная
жизнь,
учение
и
смерть
Христа
знаменуют
собою
вечную,
сверхприродную
сторону,
свободу, искупление
человека.
Всякий человек,
как
таковой и
в
потенции, представляет собою одновременно и
Адама и
Христа, смотря потому,
как
он постигает
себя
и сообразно с этим
подчиняется
тому
или
другому
определению
своей
воли;
в
результате этого
он
или
терпит
осуждение и
обрекается смерти, или же находит себе
искупление
и обретает жизнь вечную.
Эти
истины
как в своем
аллегорическом,
так
и
в
подлинном
смысле были
совершенно
новы
для
греков
и
римлян,
которые
духом
своим
еще вполне
растворялись в жизни и не смотрели серьезно за ее пределы. Кто сомневается в
этом, пусть вспомнит, что
еще Цицерон ("За Клуенция", гл.
61)
и Саллюстий
("Катил[ина], стр. 47) говорили
о состоянии после смерти. Древние, хотя они
далеко опередили других
почти во всем, -- в этом
главном пункте оставались
детьми
и
в
этом
отношении
были превзойдены
даже друидами,
которые, по
крайней
мере,
верили
в
метемпсихоз.
То
обстоятельство,
что
несколько
философов, например -- Пифагор и Платон, думали иначе, в
общем нисколько не
меняет дела.
Эта
великая основная истина,
содержащаяся как в христианстве, так и в
брахманизме и
буддизме,
именно
--
потребность
в
искуплении
из
бытия,
исполненного страданий и повинного смерти, и достижимость
этого
искупления
путем
отрицания воли, т.е. путем решительного
противодействия природе, это
--
без всякого сравнения
самая
важная истина, какая только может быть
на
свете, но
в то же время совершенно
противоречащая естественной
склонности
человеческого рода и в своих
истинных основаниях трудно постижимая, -- как,
впрочем, совершенно недоступно
большинству человеческого рода и все то, что
мыслится только в
общих и отвлеченных
чертах.
Вот почему, для
того чтобы
ввести эту великую
истину в сферу ее практической применимости,
необходимо
было повсюду
облекать ее
в форму мифа,
как
бы заключать
ее в сосуд, без
которого она исчезла бы и испарилась. Вот почему
истина должна была повсюду
заимствовать
оболочку
легенды
и,
кроме
того,
всякий ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127
128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140