газетах.
Совершенно верны поэтому
следующие стихи Гете:
Клянусь отвергнутой любовью, бездной ада!
Ругался б хуже я, да нечем -- вот досада.
(Гете, "Фауст", пер. Н.Холодковского)
Это
в
самом деле не гипербола, когда влюбленный называет
жестокостью
холодность возлюбленной и
тщеславное
удовольствие, которое она испытывает,
глядя
на
его
страдания.
Ибо
он находится
во власти такого
побуждения,
которое, будучи родственно инстинкту насекомых, заставляет его, вопреки всем
доводам
рассудка, неуклонно стремиться к своей цели и ради нее пренебрегать
всем
другим:
иначе
он делать
не может.
Петрарка был
не одинок в
своем
несчастье на свете: их было много
-- людей, которые неудовлетворенную тоску
своей любви должны
были
в течение
всей своей
жизни
влачить
на себе как
вериги,
как
оковы на
ногах и в одиночестве лесов изливать свои стоны;
но
только одному Петрарке был в то же время присущ и поэтический гений, так что
к нему относится прекрасный стих Гете:
Und wenn der Mensch in seiner Quaal verstummt,
Gab mir ein Gott, zu sagen, wie ich liede {sup}300 {/sup}
{sup}300{/sup}И пусть человек онемел в своих муках,
Во мне есть Божий дар сказать, как я страдаю (нем.).
В
действительности
гений
рода
ведет
постоянную
борьбу
с
ангелами-хранителями индивидов; он --
их
гонитель и враг,
он всегда готов
беспощадно разбить личное счастье, для того чтобы достигнуть
своих целей, и
даже благо целых народов иногда
приносилось
в жертву
его капризам: пример
этого дает нам Шекспир в "Генрихе
VI" (часть 3, действие
3, сцены
2 и 3).
Все это
объясняется тем, что род,
в
котором
лежат корни нашего существа,
имеет на нас
более близкое и раннее право, чем индивид; вот почему интересы
рода
преобладают
в
нашей
жизни. Это чувствовали
древние,
и потому
они
олицетворяли гений рода в Купидоне: несмотря на свой детский облик, это
был
неприязненный,
жестокий
и
оттого
обесславленный
бог,
капризный,
деспотический демон, но в то же время владыка богов и людей:
??
???
????
???????
??????????
????!
(Tu, deorum hominumique tyranne, Amor!){sup}301{/sup}
{sup}301{/sup}Ты, Амур, тиран богов и людей! (греч., лат.). -- Еврипид
Смертоубийственный лук, слепота и крылья -- вот его атрибуты. Последние
указывают на
его непостоянство, связанное с разочарованием, которое следует
за удовлетворением.
Поскольку
страсть
опирается
на
иллюзию,
которая
представляет
для
индивида
как
нечто
ценное
то,
что
ценно
только
для
рода,
то
по
удовлетворении
цели рода
эти
чары должны
исчезнуть. Дух рода, овладевший
(подчинивший
себе) было индивидом, теперь снова отпускает его
на
волю.
И
отпущенный им, индивид снова впадает в свою первоначальную ограниченность
и
скудость; и с изумлением видит
он, что
после
столь высоких, героических и
беспредельных исканий он не получил другого наслаждения, кроме того, которое
связано с обычным удовлетворением полового инстинкта; против ожидания он
не
чувствует себя счастливее, чем
прежде. Он
замечает, что
его обманула воля
рода.
Вот
почему
осчастливленный
Тезей
покидает
свою Ариадну.
Если бы
страсть Петрарки обрела себе
удовлетворение, то с этого момента
смолкли бы
его песни, как замолкает птица, когда она положит свои яйца.
Замечу кстати,
что
хотя
моя
метафизика
любви
должна
особенно
не
понравиться именно тому,
кто опутан сетями этой страсти, тем не менее, если
доводы рассудка
вообще
могут
иметь какую-нибудь силу в
борьбе
с нею, то
раскрытая
мною истина должна больше всего другого способствовать победе над
страстью. Но, конечно, всегда останется
в
силе изречение древнего
комика:
"бессилен разум над тем,
что
само по себе лишено всякой разумности и меры"
[Публий Теренций Афер].
Браки
по любви заключаются в интересах
рода, а не индивидов.
Правда,
влюбленные
мнят,
что
они
идут
навстречу
собственному
счастью:
но
действительная цель
их любви чужда
им самим, потому
что она заключается в
рождении индивида, который может произойти только
от них. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz