|
Подобно тому как
существование,existentia,
этих
грядущих
личностей
всецело
обусловливается нашим половым инстинктом вообще,
так
их сущность,
essentia,
зависит от нашего индивидуального выбора при удовлетворении этого
инстинкта, т.е. от половой
любви, и бесповоротно устанавливается ею во всех
своих отношениях. Вот ключ
к решению проблемы,-- но мы лучше ознакомимся
с
ним, когда, применяя его к делу, проследим все ступени влюбленности, начиная
от мимолетного влечения и кончая самой бурной
страстью; мы увидим при этом,
что
все
разнообразие
ступеней
и
оттенков
любви
зависит
от
степени
индивидуализации выбора.
* Я не смею называть здесь
вещи своими именами, пусть же благосклонный
читатель сам переведет эту фразу на аристофановский язык.
Все
любовные
истории
каждого наличного
поколения,
взятые в
целом,
представляют собою,
таким
образом,
серьезную
"думу
всего человечества о
создании будущего поколения, которое в свою очередь является родоначальником
бесчисленных
новых
поколений"*.
Эта глубокая
важность
той
человеческой
потребности, которая в отличие
от всех остальных людских интересов касается
не
индивидуального
благополучия
и
несчастья отдельных
лиц,
а
жизни
и
характера всего человеческого рода в будущих веках, и в которой поэтому воля
индивида
выступает
в своем
повышенном
качестве,
как
воля
рода,--
эта
важность и
есть
то,
на чем зиждется пафос
и возвышенный
строй
любовных
отношений, трансцендентный момент восторгов и страданий любви, которую поэты
в продолжение тысячелетий не устают изображать в бесчисленных примерах,
ибо
нет
темы, которая по своему интересу могла бы сравниться с этой: трактуя
о
благополучии и горести рода, она так же относится к другим темам, касающимся
только блага отдельных личностей, как геометрическое тело-- к плоскости. Вот
почему
так
трудно
заинтересовать
какой-нибудь пьесой,
если
в
ней
нет
любовной
интриги;
вот
почему, с
другой
стороны,
эта
тема
никогда
не
исчерпывается
и
не
опошляется,
хотя
из
нее
и
делают
повседневное
употребление.
*
meditatio compositionis generationis
futurae, e qua
iterum pendent
innumerae generationes
То, что
в
индивидуальном сознании сказывается
как
половое
влечение
вообще,
без направленности на определенного индивида другого
пола,
взятое
само
по себе
и вне
явления,
есть
воля к
жизни. То
же, что в
сознании
проявляется как половой инстинкт, направленный
на какую-нибудь определенную
личность, есть само по себе воля к
жизни в качестве конкретного индивида. В
этом
случае
половой
инстинкт, хотя
он
сам по
себе
не
что
иное,
как
субъективная потребность, умеет, однако, очень ловко надевать на себя личину
объективного восхищения
и этим обманывает сознание: природа для своих целей
нуждается
в подобном
стратегическом
приеме.
Но
какой
бы объективный
и
возвышенный
вид
ни
принимало
это
восхищение,
оно
в
каждом
случае
влюбленности имеет своею исключительною целью рождение известного индивида с
определенными
свойствами:
это
прежде
всего
подтверждается
тем,
что
существенною
стороною в
любви является не
взаимность,
а
обладание, т.е.
физическое
наслаждение. Оттого
уверенность
в
ответной любви нисколько не
может
утешить
в отсутствии обладания: наоборот,
не один
человек в
таком
положении кончал самоубийством.
С другой
стороны, люди, сильно влюбленные,
если они не могут
достигнуть
взаимности, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54
55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140