dubitationes, ejusque opera evanescunt, viso supremo illo" ("Sancara", sloca
32).
Хотя такое воззрение и покажется соблазном в глазах того, кто
награду
на небе или наказание
в
аду
считает
более удовлетворительным объяснением
нравственной
значительности человеческих
поступков
(и
добряк
Виндишман,
излагая это учение, содрогается
перед ним), --
тем не менее,
кто способен
доходить
до
корня
вещей,
тот убедится,
что это
учение в
конце
концов
совпадает
с
тем
христианским
учением,
которое особенно защищал Лютер
я
которое
гласит,
что спасают
не
дела,
а
вера,
ниспосылаемая
действием
благодати,
и что мы поэтому никогда не
можем оправдаться своими
делами, а
достигаем
прощения
грехов только
благодаря
заслугам Посредника. Нетрудно
видеть даже, что без
подобных допущений христианство должно было
бы сулить
всем бесконечные кары, а брахманизм всем -- бесконечные возрождения, и таким
образом
ни
в первом, ни
в последнем дело
не доходило бы
до
искупления.
Греховные
дела
и
их
последствия
рано или поздно должны быть погашены
и
уничтожены -- в
силу ли чужой милости или собственного просветления;
иначе
миру
нельзя уповать
на
спасение,
--
а
после
спасения
они
становятся
безразличны.
В
этом
и
заключается
то
????????
???
??????
????????{sup}344{/sup},
проповедь
которого
уже воскресший Христос завещал в конце своим апостолам как итог их
миссии
(Лука, 24:47).
Моральные
добродетели
не конечная цель,
а
только
ступень к ней. В
христианском
учении эту ступень символизирует вкушение от
древа познания добра и зла, повлекшее за собой
моральную ответственность
и
наследственный грех. На
самом деле именно это вкушение
и
есть утверждение
воли
к
жизни;
отрицание
же
последней,
как
результат
наступившего
просветления, это
--
искупление. Вот,
значит, два полюса,
между которыми
лежит область
морального: последнее как светоч сопровождает человека на его
пути от утверждения
к отрицанию воли, или, говоря иначе,
от
возникновения
наследственного
греха
до
искупления
путем
веры
в
посредничество
воплотившегося Бога (аватары); или, по учению Вед, оно сопровождает человека
через все возрождения, которые являются следствием
каждого данного ряда его
деяний,
пока не наступит настоящее
познание, а
с ним и искупление ("final
emancipation"{sup}339{/sup}), Мокша, или воссоединение с Брамой. Буддисты же
вполне прямодушно описывают это в чисто отрицательных выражениях, употребляя
слово
нирвана,
которое
означает отрицание этого
мира, или
сансары. Если
слово нирвана определяют как ничто, то этим хотят
лишь сказать, что сансара
не
содержит
в
себе
ни
одного
элемента,
который
мог
бы
послужить
к
определению или конструкции нирваны.
{sup}* {/sup}Если же признавать значение
аскезы,
то
к
тем
конечным
пружинам человеческих действий, которые
установлены мною
в моем конкурсном
сочинении о фундаменте морали, т.е. к 1)
собственному благу, 2) чужому горю
и 3)
чужому
благу, надо прибавить еще
и четвертую -- собственное горе.
Я
здесь отмечаю это только в интересах
систематичности и
последовательности.
Тема
названного сочинения была предложена в смысле царящей в протестантской
Европе
философской
этики,
и
оттого
я должен
был
обойти молчанием
эту
четвертую пружину.
{sup}*{/sup}
См.: Ф.
Г. Г. Виндишман:
Sancara sive
de theologumenis
Vedanticorum;
Oupnekhat. Vol. 1 --
"Шанкара, или о Ведийских теологических
исследованиях", ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz