|
волнующий из всех метафизических вопросов. Начало, конец, продолжение -- это
все такие понятия, которые заимствуют свой
смысл
единственно
от времени и
получают значение только
при условии последнего. А время между тем не имеет
абсолютного бытия, не есть способ и склад внутреннего существования вещей, а
представляет
собою только
ту форму, в которой мы познаем наше и всех вещей
бытие и существо.
Отсюда следует, что это
познание весьма
несовершенно
и
ограничено одними явлениями. Таким образом, только к ним применяются понятия
прекращения
и
продолжения,
а не
к тому,
что в них,
этих
явлениях, нам
представляется, т.е. не ко внутренней сущности вещей, в применении к которой
эти понятия, следовательно, больше не
имеют смысла. Это видно уже из
того,
что
на вопрос о
загробной жизни индивида, -- вопрос,
который вытекает
из
названных
понятий
временного характера,
-- не может
быть
дано
никакого
ответа,
и каждое
решение его
в ту
или другую сторону
открыто
серьезным
возражениям. В самом деле: можно
утверждать,
что наше
внутреннее существо
продолжается после смерти, так как
немыслимо,
чтобы оно погибало; но можно
утверждать
и то, что наше
внутреннее существо погибает, так как немыслимо,
чтобы
оно продолжалось. В сущности,
одинаково верно и
то, и другое. Здесь
можно бы таким образом построить нечто вроде антиномии, -- но она
опиралась
бы
на
одни
только
отрицательные
данные.
В
ней
субъекту
суждения
мы
приписывали
бы
два
противоречиво
противоположных
предиката,
но
только
потому, что
вся категория к этому субъекту
неприменима. Если же отказывать
ему в обоих
предикатах не вместе, а порознь,
то дело принимает
такой вид,
как
будто
бы
этим
утверждается
предикат,
противоречиво-противоположный
отрицаемому у субъекта в каждом
конкретном случае. Это объясняется тем, что
здесь
мы
сравниваем
несоизмеримые
величины,
поскольку
данная
проблема
переносит
нас
в
такую
область,
которая
упраздняет
время
и
все-таки
употребляет временные определения.
Следовательно,
приписывать субъекту эти
определения или отказывать ему в них, -- одинаково неверно. Другими словами,
эта проблема трансцендентна. В этом смысле смерть остается тайной.
Но,
сохраняя
это различие
между
явлением
и
вещью
в
себе,
можно
выставить утверждение,
что человек,
правда, как явление и преходящ, но
на
его внутреннее существо эта бренность не распространяется и последнее, таким
образом, • неразрушимо, -- хотя
вследствие характерной для
него элиминации
временных понятий ему и нельзя приписать никакой продолжительности. Итак, мы
приходим
здесь к
понятию такой неразрушимости,
которая, однако,
не имеет
временного
характера.
Это
понятие,
добытое путем
абстракции,
и мыслимо
только in abstracto. Не подтверждаемое никакой интуицией, оно, собственно, и
не
может быть доведено
до отчетливой формы. Но, с
другой
стороны,
здесь
следует указать
на
то,
что мы,
в
противоположность Канту,
не
отрицаем
безусловно познаваемости вещи в себе, а знаем, что ее следует искать в воле.
Правда, мы
никогда не
утверждали, что обладаем
абсолютным и исчерпывающим
знанием вещи
в
себе.
Напротив,
мы
очень
хорошо видели, что
невозможно
познать
что
бы то
ни
было
таким,
каково оно
в
своей безусловности
и
внутренней
сущности.
Ибо
коль
скоро
я
познаю,
я
имею
известное
представление,
представление
же,
именно
потому,
что
оно
--
мое
представление, не может быть тожественно с познаваемым предметом, а переводя
его из бытия ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140