|
концов
такое
пресыщение
ею,
что
люди
охотно
согласились
бы
превратиться в ничто, лишь бы только избавиться от нее. Требовать бессмертия
индивидуальности, это, собственно говоря, все равно, что желать бесконечного
повторения одной и той же
ошибки. Ибо, в существе дела, индивидуальность --
это
своего рода ошибка, недосмотр, нечто такое,
чему бы лучше
не
быть
и
отрешение
от
чего
является
настоящей
целью
жизни.
Это
находит
свое
подтверждение и
в
том, что большинство людей, даже, собственно говоря, все
люди, так созданы, что они не могли бы быть счастливы, в какой бы мир они ни
попали. Если бы какой-нибудь мир освобождал
их от нужды и скорбей, то они в
такой же мере обречены были бы на скуку; а если бы он устранял от них скуку,
то они в такой же мере подпали бы нужде, скорби и страданиям.
Таким
образом,
для
счастья
человека
вовсе недостаточно,
чтобы его
переселили в "лучший мир", нет, для этого необходима еще коренная перемена и
в нем самом, чтобы он перестал быть тем, что он есть, и сделался тем, что он
не
есть. А для этого он, прежде
всего, должен
перестать быть тем,
что он
есть:
этому
требованию
предварительно
удовлетворяет
смерть,
моральная
необходимость которой выясняется уже и с этой точки зрения. Перейти в другой
мир и переменить все свое существо -- это, в действительности, одно и то же.
На
этом,
в
конечном
счете,
зиждется
и
та зависимость
объективного от
субъективного,
которую
разъясняет
идеалистический
принцип
нашей
первой
книги:
именно
здесь
поэтому
и
лежит
точка
соприкосновения
между
трансцендентальной философией и этикой. Если принять
это во внимание, то мы
поймем, что пробуждение от
сна жизни возможно
только
потому, что вместе с
ним разрывается и вся его основная ткань, --
а последней служит самый орган
его, интеллект
со
своими
формами:
если
бы
интеллект
оставался
цел
и
невредим, то ткань сновидения продолжала бы развиваться до бесконечности, --
так
прочно
сросся он
с нею.
То же, что
собственно грезилось интеллекту,
все-таки еще отлично от него,
и
только
оно останется.
Бояться же, что со
смертью
погибает все,
-- это похоже на то, как если бы кто-нибудь думал во
сне, что существуют одни только сонные грезы без грезящего человека. Но если
в смерти чье-нибудь индивидуальное сознание находит
себе конец, то стоит ли
желать,
чтобы
оно
опять
возгорелось
и
продолжало
существовать
до
бесконечности? Ведь его содержание, в
большей своей части,
а обыкновенно и
сплошь
представляет
собою не что иное, как поток мелочных,
земных, жалких
мыслей
и бесконечных
забот, --
дайте
же и им,
наконец,
успокоиться!
С
глубоким
смыслом
писали
древние
на
своих
гробницах
"securitati
perpetuae"{sup}266{/sup} или "banae quieti"{sup}267{/sup}. Требовать же, как
это
часто
делают,
бессмертия
индивидуального
сознания
для того,
чтобы
связать
с
ним
потустороннюю
награду
или
кару,
--
это
значит
только
рассчитывать на соединимость добродетели и эгоизма. Но эгоизм и
добродетель
никогда не подадут друг другу руки: они составляют полную противоположность.
Зато
глубокую
основу
имеет под
собою непосредственное
убеждение,
какое
рождается
у нас
при созерцании
благородных
подвигов,
-- убеждение,
что
никогда
не иссякнет и не обратится в ничто тот дух любви, который побуждает
одного щадить своих врагов, другого -- с опасностью для жизни заступаться за
человека, никогда раньше не виданного.
{sup}266 {/sup}вечной безмятежности (лат.)
{sup}267{/sup}благого покоя (лат.)
Самый
серьезный
ответ
на вопрос о загробном
существовании
индивида
дается в великом учении Канта об идеальности времени. Именно в данном пункте
это учение
особенно важно
и плодотворно, потому
что своими, хотя и вполне
теоретическими,
но глубоко обоснованными взглядами, оно заменяет положения,
которые и на
том,
и на другом пути вели к абсурду, и сразу устраняет самый ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140