|
крайней
мере
гипотетически,
что
на
эти
вопросы
невозможен ответ
ни для какого
познания вообще, т.е.
никогда и нигде; что
эти
отношения непостижимы не
только
условно, но
и
абсолютно; что
их не
только никто не знает, но они сами по себе непознаваемы и вообще не входят в
формы
познания.
Это
соответствует
тому,
что
говорит Скот
Эриугена
de
mirabili
divina
ignorantia,
qua
Deus
non
intelligit
quid
ipse
sit{sup}370{/sup}(Lib.II).
Ибо
познаваемость
вообще
с
ее
характерной и
всегда
необходимой
формой разделения субъекта
и
объекта распространяется
только на явление, а не на сущность вещей в
себе. Где
есть познание,
т.е.
представление,
там
есть только явление,
и мы
находимся только
в области
явления; вообще познание
известно нам только как мозговой феномен, и
мы не
только не вправе, но и не способны мыслить его по-другому. Что такое мир как
мир,
можно
понять:
он есть явление,
и
мы можем непосредственно из самих
себя, анализируя собственное
сознание, познать то, что в нем проявляется; и
затем уже, с помощью этого ключа к сущности мира, в состоянии расшифровать и
все
явление в его внутренней связности; как мне
кажется, именно
это
я
и
сделал.
Но как только мы
покидаем мир, чтобы ответить на поставленные выше
вопросы, то
сразу
теряем под ногами почву,
на
которой возможна не только
взаимосвязь
причины
и
следствия,
но
и
познание
вообще,
и
тогда
все
становится instabilis tellus, innabilis unda{sup}371{/sup}.
Сущность
вещей
до мира или
по
ту сторону мира,
а следовательно,
и по
ту сторону
воли,
недоступна исследованию, потому что само познание в целом есть
лишь феномен
и возможно только в пределах мира, как и мир -- только в нем. Сущность вещей
в себе
не
есть
нечто
познающее подобно
интеллекту, оно лишено познания,
которое
возникает
здесь
лишь в качестве акциденции и средства
проявления
этой
сущности; поэтому оно может воспринимать ее
только в меру собственных
свойств, рассчитанных на цели индивидуальной воли, т.е. весьма несовершенно.
Поэтому
и невозможно исчерпывающее познание и полностью удовлетворяющее нас
понимание бытия, сущности и происхождения
мира. Таковы границы моей и любой
другой философии вообще *.
{sup}370{/sup}
о чудесном божественном
незнании, вследствие
которого
Бог не знает, что он сам есть (лат.).
{sup}371{/sup} шаткая земля, зыбкие воды (лат.).
* Если
мы будем помнить о
рассмотренной выше неизбежной имманентности
любого познания, которое представляет
собой нечто
производное, возникающее
только в
интересах
воли, то
нам станет понятно, почему мистические учения
всех
религий
в конце концов
приходят к необходимости
особого экстаза,
в
котором
прекращается
всякое
познание
с
его
основной
формой
противопоставления объекта и субъекта, и только в этом состоянии, лежащем по
ту
сторону всякого
познания, обретается
высшая цель
в сфере, где уже нет
субъекта
и
объекта
и ничего подобного
познанию
--
поскольку
нет воли,
служение которой есть единственное назначение знания.
Кто поймет это, тому не будет
уже
казаться
совершенно нелепым, когда
йоги садятся на землю и, устремив глаза на кончик носа, стараются отрешиться
от всякой мысли и представления,
и
что
в некоторых местах упанишад дается
наставление о том, как под тихое внутреннее произнесение мантр погрузиться в
собственный
внутренний
мир, где
нет ни
субъекта, ни объекта,
ни
самого
познания.
Принцип
??
???
???{sup}372{/sup}, т.е. что внутренняя сущность вещей повсюду
одинакова,
который обстоятельно
излагали элеаты, Скот
Эриугена,
Джордано
Бруно, Спиноза и который обновил Шеллинг, в наше время уже поняли и приняли.
Но что именно представляет собой эта сущность и каким образом
она предстает
перед нами
в
виде явлений
-- это проблема, решение которой впервые дал я.
Древние также говорили
о
человеке ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137
138 139 140