это
самое
Стобей, в
конце своего
изложения
перипатетической
философии, устанавливает
как закон для общества (Stob.
Ecl.eth. -- Стобей.
"Этические отрывки",
кн.
II,
гл.
7,
в
конце):
"ради
телесной силы
и
совершенства
надлежит,
чтобы
по
закону
не
вступали в
брак ни
слишком
молодые,
ни слишком старые люди, ибо и тот и другой возраст порождает детей
слабых и
несовершенных".
Поэтому
Аристотель и
советует,
чтобы
человек,
достигший
54
лет, больше не производил детей, хотя для своего здоровья или
ради какой-нибудь другой причины он
может
все-таки иметь половые сношения.
Как именно осуществить это, Аристотель
не говорит; но, очевидно, мнение его
склоняется
к
тому, что детей, рожденных в
таком возрасте, надо
устранять
путем искусственного выкидыша: несколькими строками выше он его рекомендует.
Природа,
с
своей
стороны,
не
может
отрицать
того
факта,
на
котором
основывается
совет Аристотеля; но она
не может и отказаться
от него. Ибо,
согласно своему основному закону:
natura non
facit
saltus{sup}305 {/sup},
она
не может сразу прекратить у мужчины выделение семени: нет, здесь, как и
при всяком умирании,
ослабление функции должно совершаться постепенно. Но в
этом периоде акт деторождения может давать миру только слабых, тупых, хилых,
жалких
и
недолговечных
людей. Так это часто
и бывает: дети, рожденные от
старых родителей, по большей части рано умирают и
во всяком
случае никогда
не
достигают
старости. Все
они
в большей или
меньшей
степени тщедушны,
болезненны,
слабы; их
собственные
дети отличаются такими
же
свойствами.
Сказанное о деторождении в преклонном возрасте относится и к деторождению
в
возрасте
незрелом. Между
тем
природа
ничего так
близко
не
принимает к
сердцу, как сохранение вида и его настоящего типа, и
средствами к этой цели
служат для нее здоровые,
бодрые, сильные
индивиды: лишь таких
хочет
она.
Мало
того: как я
уже показал в XLI-й главе, она
в сущности
рассматривает
индивиды только
как средство, так
она с
ними и
обращается;
целью
же ее
служит только вид.
{sup}305{/sup}"природа не делает скачков" (лат.).
Таким
образом,
природа,
в силу
своих собственных
законов и
целей,
попала
здесь
в
очень
затруднительное
положение.
На
какой-нибудь
насильственный
и от чужого
произвола зависящий исход,
вроде
указываемого
Аристотелем, она по самой сущности своей не могла рассчитывать, как не могла
рассчитывать
и на то, чтобы
люди,
наученные
опытом,
поняли вред слишком
раннего и слишком
позднего
деторождения и,
руководимые доводами холодного
рассудка, обуздали поэтому свои вожделения. Ни на том,
ни
на другом исходе
природа в таком серьезном деле,
следовательно, не могла остановиться. И вот
ей не оставалось ничего другого,
как из двух зол выбрать меньшее. А
с этой
целью она должна была и здесь заинтересовать в своей заботе свое излюбленное
орудие-- инстинкт,
который,
как я
показал
в предыдущей
главе, руководит
столь важным делом деторождения
и создает
при этом столь странные иллюзии;
осуществить же это природа могла только так, что повела его по ложному пути,
извратила его (lui donna le change). Ведь природа знает только физическое, а
не
моральное:
между
нею
и
моралью
существует
даже прямой
антагонизм.
Сохранить индивид, особенно же вид,
как можно
более совершенным -- вот
ее
единственная
цель. Правда, и в
физическом отношении педерастия вредна
для
предающихся ей юношей, но не
в такой
сильной степени, чтобы это не было из
двух зол меньшим, которое она,
природа, и
избирает для того, чтобы заранее
предотвратить гораздо большее зло, вырождение вида, и таким образом отразить
хроническое и возрастающее несчастье.
В
силу
этой
предусмотрительности
природы,
приблизительно
в
том
возрасте, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz