|
воля
представляет собой начало исходное, а
сознание -- вторичное. Поэтому воля и
не
нуждается в
том, чтобы ею
всегда руководило
сознание:
как только она
определила
себя
в
своей
сущности,
ее
желание
само
собой
будет
объективироваться в мире представления.
Поэтому если определенное животное,
которое мы себе представили, хочет жизни и существования, то оно хочет этого
не вообще, а именно в своей форме, которая и побуждает его к
совокуплению с
самкой
его породы. Это
его
желание, внешне наблюдаемое в
формах времени,
предстает как образ
данного животного,
сохраняемый в течение бесконечности
за
счет
непрерывной смены одной
особи
на
другую, благодаря
чередованию
смерти и рождения, которые в таком
случае являются только
пульсацией этого
пребывающего
во
все
времена
образа или формы
(????,
?????,
species).
Ее
можно
сравнить
с
силами
притяжения и отталкивания, благодаря антагонизму которых существует материя.
Сказанное
о животном относится и
к
человеку, ибо
хотя
у
него
акт
зачатия
сопровождается
полным
сознанием
его
конечной
причины,
однако
вытекает не из подобного рода сознания, а
непосредственно из воли
к жизни,
как
ее
концентрация.
Тем
самым
его
следует
отнести
к
инстинктивным
действиям. Ибо при зачатии животное не
исходит из знания цели, так же как и
в своих
творческих
стремлениях:
в
них
воля в
основном проявляется
без
посредничества
познания, которому
здесь
подчинены лишь детали. Зачатие
в
известном смысле является самым
замечательным из творческих влечений, а его
создания -- самыми изумительными.
Отсюда
выясняется,
почему
половое
влечение по своему характеру
так
сильно отличается от остальных: оно не только самое сильное, но даже по типу
своей специфической силы превосходит любые другие. Оно всюду
предполагается
как необходимое и
неизбежное и
в
отличие от других
желаний не есть
дело
вкуса и каприза. Это желание составляет саму сущность человека и
в борьбе с
ним
нет столь сильного
мотива, который мог бы рассчитывать на
победу. Оно
настолько главенствует в жизни, что ничто не может
заменить возможности его
удовлетворения, и ради этого животное и
человек решаются на любую опасность
и любую борьбу. Наивным выражением понимания роли
полового инстинкта служит
известная надпись над украшенными фаллосом дверями форникса в Помпеях: "Heic
habitat
felicetas"{sup}276{/sup};
для
входящего это звучало
наивно,
для
выходящего -- иронично, а само
по
себе
было
смешно. Напротив, серьезно и
достойно выражена необыкновенная сила полового инстинкта в надписи, которую,
по
свидетельству
Феона
из Смирны
(De
musica. С. 47),
сделал
Осирис на
колонне, воздвигнутой им в честь вечных
богов:
"Духу, небу, солнцу,
луне,
земле, ночи, дню и отцу всего, что есть и что будет, -- Эросу", -- а также и
в прекрасной апострофе, которой Лукреций начинает свое произведение:
Aeneadum genetrix, hominum divomque voluptas,
Alma Venus cet.{sup}277{/sup}
{sup}276{/sup} "Здесь обитает плодородие" (лат.).
{sup}277{/sup}
Родительница потомков Энея,
отрада людей и богов, -- о
благая Венера! (лат.)
Этому соответствует
и
более важное
значение,
которое играют половые
отношения в
мире людей, где
они, собственно, служат невидимым центром всех
дел
и
стремлений
и
повсюду
заметны,
несмотря на
набрасываемые на
них
покровы.
Они
-- причина войны и
цель
мира,
основа
серьезности и мишень
шуток, неисчерпаемый
источник острот,
ключ ко
всем
фривольностям и смысл
всех тайных намеков, всех
невысказанных желаний и всех взоров украдкой; они
--
ежедневные мечтания
и помыслы юноши, а
нередко
и
старика, неотвязные
мысли искушенного и навязчивые грезы целомудренного; всегда готовый материал
для
шуток
именно
потому, что
в их основе лежит
глубочайшая серьезность.
Развлекающая мир пикантность и
состоит в том, что самое важное и интересное
для
людей ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140