|
и
отречься
от любимой женщины -- это
значит
принести
величайшую из
жертв.
Герой стыдится всяких
жалоб, но
только не
жалоб любви;
ибо в них вопит не он, а род. В "Великой
Зиновии"
Кальдерона
Децием говорит:
Cielos, luego tu me quieres ?
Perdiera cien mil victorias,
Volvierame, etc... {sup}297 {/sup}
{sup}297{/sup}О небо, значит, ты любишь меня?
За это я отдал бы тысячи побед,
Отступил бы с поля брани и т.д. (исп.).
Таким
образом,
честь,
которая
до
сих
пор
преобладала
над
всеми
интересами, сейчас
же уступает
поле
битвы, как
только в дело вмешивается
половая любовь, т.е. интересы рода; на стороне любви оказываются решительные
преимущества, потому
что интересы рода бесконечно сильнее, чем самые важные
интересы,
касающиеся только индивидов.
Исключительно перед интересами рода
отступают честь,
долг и верность, которые
до сих пор
противостояли всяким
другим искушениям и даже угрозам смерти. Обращаясь к частной жизни, мы
тоже
видим, что
ни в
одном пункте совестливость
не
встречается так редко, как
именно здесь:
даже люди вполне правдивые и честные иногда поступаются своею
честностью
и
не
задумываясь
изменяют
супружескому
долгу,
когда
ими
овладевает страстная любовь, т.е.
интересы рода. И кажется даже, что в этом
случае они находят для себя оправдание более высокое, нежели то, какое могли
бы представить
какие бы
то ни было интересы индивидов, именно потому,
что
они
поступают
в интересах
рода.
Замечательно
в
этом
смысле
изречение
Шамфора: "когда мужчина и женщина
питают
друг к другу
сильную страсть, то
мне всегда кажется, что
каковы
бы
ни были
препоны, их
разлучающие (муж,
родные и
т.д.), влюбленные предназначены друг
для
друга
самой
природой,
имеют
друг
на
друга
божественное право, вопреки
законам
и
условностям
человеческого общежития". Кто вздумал бы возмущаться этим, пусть вспомнит то
поразительное
снисхождение,
с
каким
Спаситель
отнесся
в
Евангелии
к
грешнице;
ведь
Он
такую
же
точно
вину
предполагал
и
во
всех
присутствовавших.
С
этой
точки
зрения,
большая
часть
"Декамерона"
представляет собою не что иное, как издевательство и насмешку гения рода над
правами и интересами индивидов,
над интересами, которые он попирает ногами.
С
такою
же
легкостью
гений
рода
устраняет
и
обращает
в
ничто
все
общественные различия
и тому подобные отношения,
если они противодействуют
соединению двух страстно
влюбленных
существ: в стремлении
к
своим целям,
направленным на бесконечные ряды грядущих поколений,
как пух, сдувает он со
своего пути
все подобные условности и соображения
человеческих
уставов. В
силу
тех же
глубоких оснований, там,
где
дело
идет
о
цели,
к которой
стремится
любовная страсть, человек охотно идет на всякую опасность, и даже
робкий становится тогда отважным. Точно так
же и в драмах
и
романах
мы с
участием и отрадой видим, как молодые
герои борются за свою любовь, т.е. за
интересы
рода,
как они
в этой
борьбе
одерживают
победу над
стариками,
которые
думают
только
о
благе
индивидов.
Ибо
стремления
влюбленных
представляются нам
настолько важнее, возвышеннее и потому справедливее, чем
всякое другое стремление, ему противодействующее, насколько род значительнее
индивида.
Вот почему
основной
темой почти
всех комедий служит
появление
гения рода с его
целями, которые противоречат личным интересам изображаемых
индивидов и
потому грозят разрушить
их
счастье. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140