|
проникнуть
и
в
этих
пределах
рассеять ночь нашего
бытия, хотя горизонт навсегда и останется темным. Этой
границы достигает мое учение в своем принципе воли к жизни, -- воли, которая
в своем собственном проявлении либо утверждает, либо отвергает себя. Мечтать
о том, чтобы перешагнуть еще и эту границу, -- это, по-моему, все равно, что
желать
подняться
над
атмосферой.
Здесь
-- предел,
у которого мы должны
остановиться,
хотя бы
из решенных проблем
и возникали новые. Надо иметь в
виду и
то, что
сила закона достаточного основания
простирается только
на
область явлений: это было темой моего первого, еще в
1813 году появившегося
трактата о названном законе.
{sup}333 {/sup}"валить все на Меркурия" или "Меркурия можно вырезать из
любого дерева" (лат.)
А теперь
я дополню некоторые свои отдельные соображения. Начну с того,
что приведу две цитаты из классических поэтов для иллюстрации данного мною в
§ 67 первого тома
объяснения
плача: я
говорю там,
что плач
вытекает
из
сострадания, предметом которого
являемся мы
сами. В
конце
восьмой
песни
"Одиссеи" Улисс, который, несмотря
на
его многочисленные страдания, до сих
пор не изображался плачущим, рыдает, когда,
еще не узнанный,
у царя феаков
слышит
песнь
Демодока
о своей прежней героической жизни
и
подвигах;
он
плачет потому, что воспоминание о блестящей поре жизни резко контрастирует с
его
нынешними
страданиями.
Следовательно,
слезы
вызваны
не
самими
страданиями
непосредственно,
а
их
объективной
оценкой,
картиной
его
нынешнего положения, оттененного прошлым, -- вот что
вызывает у него слезы:
ему становится жаль себя.
То
же
чувство
вкладывает
Еврипид
в
уста
невинно
осужденного
и
оплакивающего свою участь Ипполита:
???'
???
??
???????
???????????
????????
?????,
??
???????',
???
????????
????{sup}334{/sup}.
{sup}334 {/sup}"Когда б теперь я сам себя увидел
Со стороны, как стало бы мне жаль,
Как плакал бы я над собой!.."
(греч., пер. Д. С. Мережковского)
Наконец,
в качестве
подтверждения
этой
мысли
приведу один анекдот,
взятый из английской газеты "Herald" от 16 июля 1836 года. Один
подсудимый,
выслушав
оправдательную речь
в суде своего адвоката, зарыдал и воскликнул:
"Я и не знал даже о половине моих страданий, пока не услышал о них здесь!"
Хотя я
уже в
§ 55 первого тома выяснил, как при неизменном характере,
т.е.
подлинном
основном
направлении
воли
человека,
возможно
все-таки
действительное
моральное раскаяние, хочу добавить
одно замечание, которому
необходимо
предпослать
несколько определений.
Влечение
-- это
более или
менее сильная
восприимчивость воли к мотивам определенного рода. Страсть --
это настолько сильное влечение, что возбуждающие его мотивы
приобретают над
волей
власть, более сильную, чем власть любого противодействующего
мотива;
поэтому
их
господство
над волей становится
абсолютным,
а воля
делается
пассивной, страдательной
по отношению к ним.
При этом необходимо отметить,
что страсти редко достигают
степени, в
полной-мере
соответствующей данной
дефиниции, и зачастую называются так лишь потому,
что приближаются к ней; и
в
таком случае обнаруживаются противодействующие мотивы, которые, если
они
вполне осознанны, будут препятствовать действию страсти. Аффект -- это столь
же
неодолимое, но
только преходящее возбуждение воли, обусловленное
таким
мотивом,
сила которого основана не
на
каком-нибудь
глубоком влечении,
а
только
на
внезапности
его
появления
в
данный
момент,
исключающей
противодействие
других
мотивов
и
который
представляется
настолько
правдоподобным,
благодаря
своей
необычайной
живости,
что
совершенно
затемняет другие представления или как бы заслоняет их своей слишком большой
близостью, так
что они не
могут проникнуть в сознание и
воздействовать на
волю,
почему способность оценки, а с нею и
интеллектуальная
свобода*,
до
известной
степени
подавляется. Таким образом, аффект относится ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98
99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140