|
себе, эти
грядущие
поколения?
--
то на
подобные вопросы не последует ли из улыбающихся уст
такой правдивый
ответ:
"где
эти существа? да где же иначе,
как не там, где только и было и всегда
будет реальное,
в настоящем
и его содержании, -- т.е. в
тебе, ослепленный
вопрошатель?
В
этом
неведении собственного
существа
ты подобен листу на
дереве, который осенью, увядая и опадая, сетует
на
свою гибель
и не хочет
искать утешения в надежде на
свежую зелень, которая
весною оденет
дерево:
нет, он ропщет и вопиет: "Это буду уже не я это будут совсем другие листья!"
О, глупый лист! Куда
же
ты думаешь
уйти?
И откуда
могут
явиться другие
листья? Где то
ничто, пасти которого ты боишься? Познай же твое собственное
существо:
ведь это именно оно столь исполнено жажда бытия, -- познай его во
внутренней, таинственной, зиждительной силе дерева, которая, будучи едина
и
тожественна
во
всех
поколениях
листьев,
никогда
не
бывает
доступна
возникновению и гибели".
Однако:
"Листьям древесным подобны сыны человеков".
(???
???
??????
?????,
??????
???
??????)
Заснет
ли та муха, которая теперь жужжит надо мною,
ввечеру, а
утром
снова будет жужжать, или же она вечером умрет и весною зажужжит другая муха,
возникшая
из ее яйца, -- это, в
сущности, одно
и то
же, поэтому
и
наше
знание, которое представляет себе эти два явления совершенно различными,
--
не безусловно, а относительно, это -- знание явления, а не вещи в себе. Муха
возвратится поутру, муха возвратится весной,
-- чем отличается для нее зима
от ночи? В "Физиологии" Бурдаха (т. I, с. 275) мы читаем:
"до десяти
часов
утра еще не видать ни одной Cercaria ephemera (инфузории), -- а в двенадцать
часов
ими кишит
уже
вся вода. Вечером
они
умирают,
а на следующее утро
являются другие. Это наблюдал Ницш в течение шести дней подряд".
Таким образом, все живет лишь одно мгновение и спешит навстречу смерти.
Растение и насекомое
умирают вместе с летом, животное и человек
существуют
недолго, --
смерть
косит неустанно. И тем не менее, словно бы участь
мира
была иная, -- в каждую минуту все находится на своем
месте, все налицо, как
будто
бы
ничего не
умирало
и не
умирает.
Каждый миг
зеленеет и цветет
растение, жужжит насекомое, сияют молодостью человек и
животное,
и
каждое
лето
опять
перед нами черешни,
которые мы уже едали тысячу
раз. И народы
продолжают
существовать
как бессмертные индивиды, хотя порою
они и меняют
свои
имена. Даже
все их дела,
стремления и страдания всегда одни и те же,
несмотря на то что история и делает
вид, будто она всякий раз
повествует о
чем-то другом.
На самом деле история -- это калейдоскоп, который при каждом
повороте дает
новую конфигурацию,
хотя, в
сущности, перед
глазами у
нас
всегда проходит одно и то
же.
Таким
образом,
ничто не
вторгается в наше
сознание
с
такой
неодолимой
силой,
как
мысль,
что
возникновение
и
уничтожение не затрагивает действительной сущности вещей, что
последняя для
них
недоступна,
т.е.
нетленна,
и
что
поэтому
все,
водящее
жизни,
действительно и продолжает
жить
без
конца. И
вот почему в каждый
данный
момент сполна находятся налицо все породы животных, от
мухи и до слона. Они
возобновлялись
уже тысячи
раз
и
при этом остались те же. Они не
знают о
других,
себе подобных
существах, живших до них, и
тех, которые будут жить
после
них.
То,
что существует
всегда,
-- это род,
и,
с
сознанием его
нетленности и своего тожества
с ним, спокойно
живут индивиды. Воля к жизни
являет
себя в
бесконечном
настоящем,
ибо последнее
-- форма жизни рода,
который поэтому никогда не стареет,
а пребывает в вечной юности. Смерть для
него
-- то же, что сон для индивида или что для глаз мигание, по отсутствию
которого узнают индусских богов, когда они появляются в человеческом облике.
Как
с наступлением ночи мир исчезает, но при
этом ни на
одно мгновение не
перестает существовать, так смерть на вид уносит людей и животных, -- но при
этом ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140