этому
обязательству
предъявляется
нам
в
виде
неотложных
потребностей, мучительных желаний и бесконечной скорби, проникающих все наше
бытие.
На уплату этого долга
уходит
обыкновенно
вся наша жизнь, но и она
погашает только
одни
проценты. Уплата
же капитала производится
в
момент
смерти.
Но когда
же
заключили
мы
само долговое обязательство? В
момент
рождения...
{sup}315{/sup} разума (греч.).
Если,
таким образом,
смотреть
на
человека как
на
существо,
жизнь
которого
представляет собою некую
кару и искупление, то
он предстанет нам
уже
в
более
правильном
свете.
Сказание
о
грехопадении
(впрочем,
заимствованное, вероятно, как и все иудейство, из "Зенд-Авесты" Bun-Dehesch,
15) --
вот единственное
в книгах евреев, в
чем я могу признать
некоторую
метафизическую,
хотя и
аллегорическую только, истинность;
лишь оно одно и
примиряет меня с этими библейскими книгами. Ибо ни на что так не похожа наша
жизнь, как на плод некоторой ошибки и предосудительной похоти.
Новозаветное
христианство, этический
дух
которого сродни духу брахманизма и
буддизма и
чужд, следовательно, оптимистическому
духу евреев, тоже, в
высшей
степени
мудро, связало
себя
с
этим
сказанием:
без него оно совсем не
имело
бы
никакой точки соприкосновения с иудейством. Если вы хотите измерить
степень
вины,
которая
тяготеет над
нашим бытием,
то
взгляните
на
страдания, с
которыми связано
последнее.
Всякая
великая
боль, будь то физическая
или
духовная, говорит нам, чего мы заслуживаем, она не могла бы постигнуть
нас,
если бы мы ее не заслужили.
То, что и христианство рассматривает нашу жизнь
именно
в этом свете, доказывает
одно место
из Лютеровского комментария
к
третьей
главе "Послания к Галатам"; у меня имеется
оно только
в латинском
тексте:
{sup}316{/sup}"Во
всей нашей
телесности со всеми вещами
мы подчинены
Дьяволу, и мы только гости
в мире, где он владыка и Бог. Ибо
хлеб, который
вкушаем,
напитки, которые пьем, одежды, которыми укрываемся,
воздух, и вся
наша плоть -- все это находится под его властью" (в оригинале -- на латыни).
Кричали,
что
моя
философия
меланхолична
и
безотрадна:
но
это
объясняется просто тем,
что я, вместо того чтобы в виде
эквивалента грехов
изображать
некоторый будущий ад, показал, что
всюду в мире, где есть вина,
находится уже и нечто подобное аду; кто
вздумал бы
отрицать это, тот легко
может
когда-нибудь испытать это
на самом себе. И
этот
мир, эту
сутолоку
измученных
и истерзанных существ,
которые
живут только тем, что
пожирают
друг
друга; этот мир,
где всякое хищное животное
представляет собою живую
могилу
тысячи
других
и поддерживает свое
существование целым рядом чужих
мученических
смертей;
этот
мир,
где
вместе
с
познанием
возрастает
и
способность
чувствовать
горе,
способность,
которая
поэтому
в
человеке
достигает своей высшей степени, и тем
высшей,
чем он
интеллигентнее, этот
мир хотели приспособить
к лейбницевской системе оптимизма и демонстрировать
его как
лучший
из
возможных
миров. Нелепость
вопиющая! Но вот
оптимист
приглашает меня
раскрыть
глаза и
посмотреть
на
мир, как он
прекрасен в
озарении своего солнца, со
своими горами,
долинами, потоками,
растениями,
животными и т.д. Но разве мир -- панорама? Как зрелище (zu sehen)-- все
эти
вещи,
конечно, прекрасны; но быть ими (zu sein) -- это нечто совсем другое.
Затем
приходит
теолог
и
восхваляет
мне
премудрость
творения,
которая ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz