я
серьезно
утверждаю,
что
даже
эта
устойчивость
материи
свидетельствует
о бессмертии нашего
истинного существа,
-- хотя бы только
метафорически или, лучше сказать, в виде силуэта. Для того чтобы убедиться в
атом, достаточно вспомнить данное нами в XXIV-й главе объяснение материи: из
него оказалось, что чистая, бесформенная материя -- эта основа эмпирического
мира,
сама
по
себе
никогда
не
воспринимаемая,
но
всегда
неизменно
предполагаемая,
что
она -- непосредственное отражение, вообще
--
видимый
образ вещи
в себе, или воли. Поэтому к ней
на опыте
применимо все то, что
безусловно присуще
самой
воле,
и в
образе временной неразрушимости
она,
материя, воспроизводит истинную вечность воли.
А силу того, что, как
я уже
сказал, природа не лжет,
то ни
одно
наше воззрение, зародившееся из чисто
объективного восприятия ее и прошедшее через правильное логическое мышление,
не может
быть совершенно ложно: нет, в худшем случае, оно страдает
большой
односторонностью
и
неполнотой.
Именно
таким
воззрением,
бесспорно,
и
является последовательный
материализм,
например
--
эпикуровский,
как
и
противоположный ему абсолютный идеализм, например берклиевский, как и вообще
всякий
философский
принцип,
зародившийся
из
верного
apercu*и
добросовестно
разработанный.
Но
только
все
это
--
в
высшей
степени
односторонние миросозерцания, и поэтому, при
всей их противоположности, все
они одновременно
истинны --
каждое со своей
определенной точки зрения. Но
стоит
лишь
над
этой
точкой
подняться,
как
истинность
их
сейчас
же
оказывается относительной и условной. Высшей же
точкой, с которой можно
бы
обозреть
их
все,
увидеть
их
истинными только
относительно,
понять
их
несостоятельность
за
данными
пределами,
--
может
быть точка абсолютной
истины,
насколько
она
вообще
достижима. Вот
почему,
как
я
только что
показал,
даже в очень
грубой и поэтому в очень старой
теории материализма
неразрушимость нашего внутреннего
истинного существа находит все-таки
свою
тень и отражение, --
именно, в идее постоянства материи, подобно тому как в
натурализме абсолютной
физики, который
стоит
уже выше
материализма,
эта
неразрушимость,
представлена
в
учении
о
вездесущности
и
вечности
сил
природы, к ним, во
всяком случае, необходимо
причислить и
жизненную силу.
Таким
образом,
даже и эти грубые мировоззрения заключают в
себе выражение
той мысли, что живое существо не находит в смерти абсолютного уничтожения, а
продолжает существовать в целом природы и вместе с ним.
* наблюдения (фр.)
Соображения, которые
мы приводили
до сих пор,
и
к которым примыкают
дальнейшие
разъяснения, имели своей исходной точкой тот поразительный страх
смерти, какой объединяет все живые существа. Теперь же переменим угол зрения
и
рассмотрим,
как,
в
противоположность отдельным существам,
относится к
смерти природа в целом, при этом будем все еще держаться строго эмпирической
почвы.
Бесспорно,
мы не знаем игры с большей ставкой, чем та, где речь идет о
жизни и смерти. Каждый
отдельный исход этой игры ожидается
нами
с крайним
напряжением, интересом и страхом, ибо в наших глазах здесь ставится на карту
все.
Напротив,
природа,
которая никогда не
лжет,
а всегда откровенна
и
искренна,
высказывается об этом предмете
совершенно иначе, --
именно так,
как
Кришна
в
"Бхагавад - Гите". Она
говорит вот что:
смерть
или
жизнь
индивида
ничего
не
значит.
Выражает
она ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz