Обыкновенно
гений
рода
достигает
своих
целей,
и
это,
как
соответствующее
художественной
справедливости,
дает зрителю
удовлетворение: ведь последний чувствует, что
цели рода значительно возвышаются над
целями индивида. И оттого в последнем
действии зритель вполне спокойно покидает увенчанных победой любовников, так
как
и он разделяет с
ними
ту
иллюзию, будто они воздвигли этим фундамент
собственного счастья, между тем как
на самом деле они
пожертвовали им
для
блага
рода,
вопреки
желанию
предусмотрительных
стариков.
В
некоторых
неестественных комедиях
были попытки представить все дело в обратном виде и
упрочить счастье индивидов в ущерб целям рода: но тогда зритель чувствует ту
скорбь, какую испытывает при этом гений рода, и не утешают его приобретенные
такою ценою блага индивидов.
Как примеры
этой категории, можно назвать две
очень известные маленькие пьесы: "16-летняя королева" и "Брак по расчету". В
большинстве трагедий с любовной интригой, когда цели рода не осуществляются,
влюбленные, которые служили его орудием, тоже погибают, например, в "Ромео и
Джульетте",
"Танкреде",
"Дон
Карлосе",
в
"Валленштейне",
"Мессинской
невесте" и т.д.
Влюбленность
человека
часто
приводит
к
комическим,
а
иногда
и
трагическим ситуациям, и то, и другое потому, что, одержимый духом рода,
он
всецело подпадает его власти и не принадлежит больше самому себе: вот отчего
его
поступки и
не
соответствуют
тогда существу индивидуальному. Если
на
высших ступенях
влюбленности
его
мысли получают возвышенную и поэтическую
окраску,
если
они
принимают даже трансцендентное
и выходящее
за пределы
физического
мира
(сверхфизическое)
направление,
в
силу
которого
он,
по-видимому,
совершенно
теряет
из виду свою
настоящую,
очень физическую
цель, то это объясняется тем, что
он
вдохновлен
теперь гением рода,
дела
которого бесконечно важнее, чем
все касающееся только индивидов, вдохновлен
для того, чтобы во исполнение его специального поручения
заложить основание
всей жизни для неопределенно долгого ряда грядущих
поколений,
отличающихся
именно заданными, индивидуально и строго определенными,
свойствами, которые
они,
эти
поколения,
могут получить
только от него,
как
отца, и от
его
возлюбленной, как матери, причем самые эти поколения, как такие, иначе, т.е.
помимо
него,
никогда
не
могли
бы
достигнуть
бытия,
между
тем
как
объективация
воли к жизни этого
бытия решительно
требует.
Именно смутное
сознание того, что здесь совершается событие такой трансцендентной важности,
--
вот что поднимает
влюбленного
столь высоко
над всем земным,
даже над
самим
собою,
и дает его
весьма
физическим желаниям такую сверхфизическую
оболочку,
что
любовь
является поэтическим
эпизодом даже в
жизни
самого
прозаического человека (в последнем
случае дело принимает иногда комический
вид). Это поручение воли, объективирующейся
в роде, представляется сознанию
влюбленного
под
личиной
антиципации
бесконечного
блаженства, которое он
будто бы
может
найти в
соединении
именно с
данной женщиной.
На
высших
ступенях
влюбленности
эта
химера
облекается
в такое сияние,
что в
тех
случаях, когда она не может осуществиться,
жизнь теряет для человека всякую
прелесть
и обращается в нечто столь безрадостное, пустое
и противное,
что
отвращение
к
ней
перевешивает даже
страх смерти и люди в
этом положении
часто добровольно обрывают свою
жизнь.
Воля
такого
человека
попадает
в
водоворот воли
рода;
иначе говоря,
последняя настолько
берет перевес над
индивидуальной волей, что если та не
может действенно
проявиться
в
своем
первом
качестве,
как
воля
рода, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz