|
"Вед",
--
именно, с
тем местом
в "Упанишадах" (том 1, стр. 63),
которое
заключает
в себе содержание этой французской книги в
очень сжатом
виде, но
со всею точностью и даже с теми же образами, -- а ведь "Упанишады"
не могли, около 1680
года, быть знакомы
г-же
Гюйон. В "Немецкой теологии"
(единственное неискаженное издание -- Штутгарт,
1851), во второй и
третьей
главах, говорится, что падение как дьявола,
так и
Адама заключалось в том,
что первый
и последний стали прилагать
к себе я,
меня,
мое и
мне,
а на
странице 89 мы читаем: "В истинной любви не остается ни я, ни меня, ни
мое,
ни мне,
ни
ты, ни
твое
и
т.
п.". Соответственно
с
этим
в
"Курале",
переведенном с тамильского Граулем, на странице 8 говорится: "Во мне
идущая
страсть моего и во внутрь идущая
страсть
я исчезают" (ср. стих. 346).
А в
"Руководстве
по
буддизму" Спенса
Харди,
стр.
258,
Будда
говорит: "Мои
ученики отвергают мысль, что это я или что это мое". Вообще, если отрешиться
от тех форм,
которые обусловлены внешними обстоятельствами,
и посмотреть в
корень
вещей, то мы убедимся, что
Шакья-Муни и
Мейстер Экхард проповедуют
одно и то же, но только первый имел возможность
и отвагу
высказывать
свои
мысли прямо,
тогда как последний свои мысли вынужден был облекать в покровы
религиозной традиции и приспособлять к ней
свои выражения. Но на этом
пути
он зашел так далеко,
что христианское предание обратилось у него едва ли не
в простую метафору, почти так же, как у неоплатоников -- предание эллинское.
Мейстер Экхард понимает
христианское сказание
безусловно
аллегорически. В
этом же отношении замечательно, что
переход св. Франциска из благосостояния
к
нищенству совершенно похож на
тот
еще более великий шаг, который сделал
Будда Шакья-Муни от принца к нищему, и что, соответственно этому, жизнь, как
и
орден
Франциска,
представляет
собою
лишь
нечто
в
роде
учреждения
саниассов. Заслуживает
упоминания и то, что родство
Франциска с
индусским
духом
проявляется и в его великой любви к животным: он часто общался с ними
и
всегда называл
их своими
сестрами и братьями;
его
прекрасная кантата,
славящая солнце, луну, звезды, ветер, воду, огонь, землю,
тоже обнаруживает
в себе прирожденный индусский дух*.
{sup}*{/sup} Св.
Бонавентура.
"Жизнь
Франциска",
гл.
8;
К.
Хазе.
"Франциск Ассизский",
гл.
10;
Кантаты
св.
Франциска,
изд.
Шлоссера
и
Штейнле. Франкфурт-на-Майне, 1842.
* Bonaventurae. Vita S.Francisci. C.8. -- K.Hase. Franz von Assissi. C.
10 -- I cantici di S. Francesco. Editi da Schlosser e Steinle. Francforto s.
M. 1842.
Даже христианские
квиетисты часто мало
знали друг о друге, а иногда и
вовсе не знали; например, Молино и госпожа Гюйон не имели никаких сведений о
Таулере и
"Немецкой
теологии" или Гихтель
ничего не
знал о первых
двух.
Точно так же
не
имела существенного
влияния на
их
учение и значительная
разница в их образовании, -- ведь некоторые из них, как Молино, были ученые,
а иные, как Гихтель и многие другие, были несведущи. Тем более доказывает их
великое внутреннее сродство, соединенное с решительностью и
уверенностью их
вещаний, что их устами говорил действительный внутренний опыт, -- тот
опыт,
который, правда, доступен не всякому, а дается в удел
немногим избранным и,
вследствие этого, считается благодатью, но
в действительности
которого, по
указанным
выше причинам,
сомневаться
нельзя. Но
для того
чтобы все
это
понять, нужно
прочесть самые
произведения мистиков, а не
довольствоваться
показаниями
из
вторых
рук,
ибо
прежде чем
судить
о
ком-нибудь,
надо
выслушать его самого. Для ознакомления с квиетизмом я и рекомендую поэтому в
особенности Мейстера Экхарда, "Немецкую теологию" Таулера, Гюйон, Антуанетту
Буриньон,
англичанина
Буньяна,
Молино*,
Гихтеля;
как
практическую
иллюстрацию
и
образец
глубокой
серьезности
аскетизма
следует
очень
рекомендовать
изданную
Рейхлином
"Жизнь
Паскаля",
написанную
последним
"Историю
Пор-Рояля",
а
также
"Историю
Святой
Елизаветы"
пера ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115
116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140