то
она
презрительно
отвергает
и
действенность
в
качестве
последнем,
как
воли
индивидуальной.
Индивид
является здесь слишком слабым сосудом для того, чтобы он мог вместить в себе
беспредельную
тоску
воли
рода,
тоску,
которая
сосредоточивается
на
каком-нибудь определенном объекте. Вот почему в этих случаях
исходом бывает
самоубийство,
иногда двойное самоубийство
влюбленных;
помешать ему
может
только природа, когда она для спасения жизни насылает безумие, которое своим
покровом облекает для человека
сознание этого безнадежного положения.
Года
не
проходит,
чтобы
несколько
подобных
случаев
не
подтверждали
всей
реальности того, о чем я говорю.
Но не
только неудовлетворенная
любовь имеет
порою трагический исход:
нет, и
удовлетворенная тоже чаще ведет к несчастью,
чем
к счастью. Ибо ее
притязания
нередко
так
сильно
сталкиваются
с
личным
благополучием
влюбленного,
что подрывают последнее,
так
как они несоединимы
с
прочими
сторонами
его существования и разрушают построенный на
них план его жизни.
Да
и
не
только
с
внешними
обстоятельствами
любовь
часто
вступает
в
противоречие,
но
даже
и
с
собственной
индивидуальностью человека,
ибо
страсть устремляется на
тех,
которые, помимо
половых отношений,
способны
возбуждать
у
влюбленного
одно только
презрение, ненависть
и даже прямое
отвращение.
Но
воля
рода
настолько
могущественнее
воли
индивида,
что
влюбленный закрывает глаза
на все эти непривлекательные для него
свойства,
ничего не видит,
ничего не сознает и навсегда соединяется с предметом своей
страсти;
так ослепляет его
эта
иллюзия, которая,
лишь
только
воля рода
получит
себе
удовлетворение, исчезает и
взамен себя оставляет ненавистную
спутницу жизни. Только этим и объясняется, что очень умные и даже выдающиеся
мужчины
часто
соединяются с
какими-то
чудовищами и
дьяволами
в
образе
супруг, и мы тогда удивляемся, как это они могли сделать подобный выбор. Вот
почему древние и изображали Амура слепым.
Влюбленный может даже ясно видеть
и с горечью сознавать
невыносимые
недостатки в
темпераменте
и
характере
своей
невесты, сулящие
ему несчастную жизнь, и
тем не менее это не пугает
его:
I ask you, I care not,
If guilt's in thy heart;
I know that I love thee,
Whatever thou art. {sup}298 {/sup}
{sup}298 {/sup}Не тужу я, не спрошу я,
В чем твоя вина.
Знаю только, что люблю я,
Кто б ты ни была.(англ.).
Ибо в сущности
влюбленный
преследует
не
свои
интересы,
а интересы
кого-то третьего, который должен еще только возникнуть, хотя и
пленяет
его
иллюзия,
будто он
старается здесь
о
своем
личном
деле.
Но именно
это
стремление
не к
личным
интересам,
которое
характеризует
все великое, и
придает страстной любви оттенок возвышенного и
делает ее достойным объектом
поэтического творчества.
Наконец,
половая любовь
уживается
даже с
сильнейшей ненавистью к ее
предмету;
вот
почему
еще Платон сравнил
ее с любовью
волка к овцам. Это
бывает именно тогда, когда страстно влюбленный, несмотря на все
свои усилия
и мольбы, ни за что не может добиться взаимности:
I love and hate her.
(Shakespeare. Cymbelin. III, 5) {sup}299{/sup}
{sup}299{/sup}Я люблю и ненавижу
ее. (Шекспир.
Цимбелин. Акт 3, сцена
5.) (англ.)
Возжигающаяся
тогда
ненависть к любимой женщине
заходит
порою столь
далеко, что влюбленный убивает ее,
а затем и себя. Несколько
таких случаев
обычно происходит каждый год: прочтите в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz