|
-- непосредственное участие
в мыслях
другого индивида и в конце концов даже
способность познавать отсутствующее,
отдаленное, будущее, т.е. своего роде вездесущее.
На
этой
метафизической
тожественности воли,
как
вещи в
себе,
при
бесчисленном множестве ее проявлений, зиждутся
вообще три феномена, которые
можно объединить под общим понятием симпатии: 1) сострадание, которое, как я
показал,
является основой справедливости
и
человеколюбия,
caritatis;
2)
половая любовь, прихотливая в своем выборе, amor, -- в ней заключается жизнь
рода,
и
это делает
последнюю
более значительной, чем жизнь индивидов; 3)
магия,
к
которой
относятся
животный магнетизм
и симпатическое влечение.
Итак, симпатию можно определить следующим образом: эмпирическое
обнаружение
метафизической тожественности
воли, сказывающееся в физическом множестве ее
проявлений,
отчего
раскрывается
такая
связь
вещей,
которая
совершенно
отлична
от связи, обусловленной
формами
явления
и
мыслимой нами
в виде
закона основания.
XLVIII. К учению об отрицании воли к жизни
* Эта
глава
связана
с § 68 первого тома, ср.
также главу 14 второго
тома "Парерг".
Человек
живет
и существует
либо
добровольно,
т.е.
по собственному
согласию, либо помимо своей воли:
в последнем случае
такое
существование,
отравленное многоразличными
и неминуемыми горестями, представляло
бы собою
вопиющую несправедливость. Древние,
именно стоики,
а также перипатетики
и
академики, тщетно пытались
доказать, что достаточно одной добродетели,
для
того
чтобы
сделать
жизнь
счастливой.
Опыт
резко
противоречит
этому.
Собственно, в основе этих попыток, не
вполне заведомо для
самих философов,
лежала
предпосылка
справедливости,
такое отношение между
добродетелью
и
счастьем, что на ком нет
вины, тот должен быть свободен от страданий,
т.е.
счастлив.
Но
серьезное
и
глубокое решение
этой
проблемы
лежит
в
том
христианском учении, что
дела не
оправдывают. Следовательно,
даже если бы
человек
проявлял
всяческую
справедливость
и
человеколюбие,
??????,
honestum
(т.е.
добродетель),
он
все-таки, вопреки мнению Цицерона, еще
не
culpa
omni carens{sup}337{/sup}
("Туск[уланские беседы]", V, I): нет, величайшая вина человека -- то, что он
родился, как сказал просветленный христианством поэт Кальдерон, -- познавший
проблему
гораздо глубже, чем названные мудрецы: "El delito mayor del hombre
es haber nacido".
Утверждение, что человек
приходит
в
мир уже
виновным,
может
показаться
бессмысленным
только тому, кто думает, будто
родившийся
человек только
что произошел
из ничего
и составляет
произведение другого
человека.
Таким образом,
в силу этой
вины, которая неизбежно вытекает
из
собственной
воли
человека,
он
по
справедливости остается обреченным
на
физические и духовные страдания, он несчастлив, -- хотя бы он и соблюдал все
названные добродетели. Это вытекает
из
вечной справедливости,
о которой я
говорил в § 63 первого тома. А тот факт, что, как учат апостол Павел (К Рим.
3:21 и
сл.), Августин и Лютер,
дела не
могут оправдывать, ибо
все
мы по
существу своему
вечные грешники,
--
это в конечном счете зиждется на том,
что так как operari sequintur esse*, то
если бы мы поступали как должно, мы
и были бы тем, чем должно. Но тогда
мы не нуждались бы ни в каком спасении,
или искуплении из нашего теперешнего состояния, -- в том искуплении, которое
не
только
христианство,
но
и
брахманизм
и
буддизм
(под
названием,
переводимым
на английский язык
словами
final
emancipation{sup}339{/sup})
полагают высшей целью бытия;
иными словами, мы не нуждались бы тогда в том,
чтобы сделаться чем-то совершенно другим и даже противоположным тому, что мы
есть теперь. Но так как мы -- то, чем мы
не должны бы быть, то мы неизбежно
и делаем
то,
чего
не должны
бы
делать.
Вот ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106
107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140