виде исключения,
при
особенно благоприятных условиях и
ненадолго.
Для индивидуального же познания, во времени, идея представляется
в
форме
вида.
Вид
--
это
идея,
благодаря
воплощению
во
времени
раздробившаяся на отдельные моменты. Поэтому
вид -- самая
непосредственная
объективация вещи
в себе, т.е. воли к
жизни. Сокровенная
сущность всякого
животного, а равно и человека, лежит,
таким образом, в виде. В
нем, а не в
индивиде, находятся действительные
корни столь
могучей воли
к жизни. Зато
непосредственное осознание заложено исключительно в
индивиде: вот почему он
и мнит себя отличным от своего
рода и через это боится смерти. Воля к жизни
по отношению к индивиду проявляется как голод и страх смерти, а по отношению
виду -- как половой инстинкт и страстная забота
о потомстве. В соответствии
с этим
мы не видим, что природа, свободная
от названной иллюзии
индивида,
так же печется о
сохранении рода,
как она
равнодушна к
гибели индивидов.
Индивиды всегда -- только средство для нее, а род -- целью. Отсюда -- резкий
контраст между ее
скупостью при
снабжении индивидов и ее расточительностью
там, где
дело идет
о роде. Здесь часто
от одного
индивида в течение года
происходят сотни тысяч зародышей и больше -- такой плодовитостью отличаются,
например, деревья,
рыбы, раки, термиты
и др.
Наоборот, где
дело касается
индивида, так каждой особи отмерено
в обрез лишь столько сил и органов, что
она может
поддерживать
свою
жизнь
только
ценою непрерывного напряжения.
Поэтому
всякое отдельное животное, коль
скоро оно искалечено или ослабело,
по большей
части
обрекается этим
на голодную
смерть. А
где
для природы
случайно
оказывается
возможность произвести
экономию
и в
крайнем случае
обойтись без какого-нибудь органа,
там она это делала даже в ущерб обычному
порядку.
Например, многие
гусеницы
лишены глаз,
и
эти бедные
насекомые
ощупью
перебираются
во
тьме
с листка
на
листок. При отсутствии
у
них
щупальцев они производят это таким образом, что тремя четвертями своего тела
повисают в
воздухе, качаясь туда
и сюда, пока не наткнутся на какой-нибудь
устойчивый предмет,
--
причем они часто пропускают свой,
тут же
лежащий,
корм. Но происходит это в силу lex
parsimoniae naturae {sup}259 {/sup}, и к
формуле этого закона, natura nihil facit supervacaneum, можно еще прибавить:
et nihil largitur{sup}260{/sup}. Та же самая тенденция природы сказывается и
в том,
что
чем полезен
индивид
по своему возрасту для продолжения своего
рода, тем
сильнее действует в
нем vis naturae
medicatrix{sup}261{/sup}, и
раны его поэтому легко заживают, и он
легко исцеляется от болезней. Все это
слабеет вместе с производительной способностью и
совсем падает после
того,
как она угаснет, ибо в глазах природы индивид теряет тогда всю свою цену.
{sup}259 {/sup}"закона бережливости природы" (лат.)
{sup}260{/sup} "природа не делает ничего бесполезного" ... "и ничего не
делает зря" (лат.)
{sup}261{/sup}целебная сила природы (лат.)
Если
мы
теперь
бросим
еще
взгляд
на
лестницу
живых
существ
и
соответствующую ей градацию сознания -- с полипа вплоть до
человека, --
то
мы
увидим,
что
хотя
эта
дивная
пирамида,
ввиду
беспрерывной
смерти
индивидов,
находится
в
постоянном
колебании,
но
все-таки,
благодаря
связующей
силе
рождения,
она,
в
родах существ,
пребывает
неизменной в
бесконечности
времен. Таким образом, если, как я показал выше, объективное,
род,
представляет
собою
начало
неразрушимое,
то
субъективное,
которое
состоит
лишь
в
самосознании
существ,
по-видимому,
очень
недолговечней
подвергается
неустанному разрушению,
для того чтобы, непостижимым образом,
снова
и
снова
возрождаться
из
ничего.
Но
поистине
надо
быть
очень
близоруким,
для
того
чтобы дать
ввести себя в обман ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz