|
очевидно,
делается
не
в
интересах
самого
выбирающего (хотя
он-то
лично
в
этом
убежден),
а
в
интересах истинной цели любви, т.е. ради будущего дитяти, в котором тип рода
должен
сохраниться
в
возможной
чистоте
и правильности.
В
силу
тысячи
стихийных
случайностей
и
нравственных
невзгод
возникают
всевозможные
уклонения
от
нормы
человеческою облика,
и
тем
не
менее
истинный
тип
последнего во всех своих частях беспрестанно возобновляется, этим мы обязаны
чувству красоты,
которое
всегда
предшествует
половому
инстинкту
и
без
которого последний падает на степень
отвратительной потребности. Вот почему
каждый,
прежде
всего,
решительно
предпочитает
и
страстно желает
самых
красивых
индивидов, в
которых
родовой
характер
запечатлен
с наибольшей
чистотой;
но
затем
он ищет в другом тех совершенств, которых лишен сам, и
даже те
несовершенства,
которые противоположны его собственным, находит он
прекрасными;
оттого,
например,
малорослые
мужчины
тяготеют
к
большим
женщинам, блондинки любят брюнетов и т.д.
То
упоительное восхищение,
какое
объемлет мужчину при
виде
женщины
соответствующей ему красоты, суля ему в соединении с нею высшее счастье, это
именно
и
есть тот дух рода,
который, узнавая
на
челе этой женщины явный
отпечаток
рода, хотел бы именно с нею продолжать последний. На этом могучем
тяготении к красоте и зиждется
сохранение родового типа, вот почему и столь
велико
это
тяготение. Ниже мы специально рассмотрим все те пункты, которые
оно принимает в расчет.
Таким образом, то,
что
здесь руководит человеком,
это в действительности -- инстинкт, который направлен на
благо рода;
между
тем
как
сам
человек
воображает,
что
он
находит
лишь
высшую
степень
собственного наслаждения.
На самом же деле перед нами раскрываются здесь поучительные указания на
внутреннюю сущность всякого инстинкта, который почти всегда, как и в
данном
случае, заставляет особь действовать в интересах рода. Ибо
очевидно, что та
заботливость, с которой насекомое разыскивает определенный цветок, или плод,
или
навоз,
или мясо,
или,
как ихневмоны, личинку
чужого насекомого, для
того, чтобы
именно туда и
только туда
положить
свои яйца, для достижения
этой цели не щадя трудов
и
пренебрегая
опасностями, --
эта
заботливость
очень
похожа на
ту,
с
какою
мужчина для
удовлетворения
своей
половой
потребности тщательно
выбирает
женщину
определенного
склада, который
бы
удовлетворял его индивидуальному вкусу, и столь пылко желает ее, что нередко
для
достижения этой
цели он, наперекор
всякому
разуму, приносит в жертву
счастье всей
своей жизни: он вступает в
нелепый брак или в такую
любовную
связь, которая отнимает у него состояние,
честь и жизнь, или решается
даже
на преступление, например, на
прелюбодеяние или изнасилование, -- и все это
только
для
того,
чтобы,
покоряясь
всевластной
воле
природы,
наиболее
целесообразным образом послужить роду, хотя бы и за счет индивида.
Повсюду,
значит,
инстинкт выступает как
деятельность, будто
бы
руководимая
идеей
цели, но
в действительности совершенно
чуждая последней. Природа насаждает
его там, где
действующий индивид или неспособен был
бы понять
цель
своих
действий,
или
не
согласился
бы стремиться к
ней;
вот
почему
инстинкт
обыкновенно
и присущ только животным,
и к тому ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58
59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140