им.
Но
он
не более заслуживает
наказания, чем все те
люди,
которые при той же воле не имеют той же силы. Благодаря
тому, что Бонапарте
была дана
эта
редкая сила, он проявил всю злобность
человеческой воли;
а
страдания его эпохи, как неизбежная оборотная сторона этого, делают явным то
горе, которое неразрывно связано
со злою волею, чьим проявлением
и
служит
весь этот
мир в целом. Но именно
в том и цель мира, чтобы познать, с каким
несказанным горем связана воля к жизни, ибо воля к жизни и горе в сущности -
одно и то же. Появление Бонапарте, следовательно,
много
привносит
к
этой
цели. Не
в
том цель мира, чтобы
быть
пресно-скучною сказочною страною
с
молочными реками, - а в том, чтобы мир был трагедией, в котором воля к жизни
познала бы себя
и обратилась. Бонапарте представляет собою лишь грандиозное
зеркало человеческой воли к жизни.
Различие
между
тем, кто
причиняет страдания, и тем, кто претерпевает
их,
существует
лишь в
явлении.
И
тот и другой
-
единая воля к
жизни,
тождественная
с
великими
страданиями,
через
познание которых
она может
обратиться и прийти к концу.
§ 256
Древность имела главное преимущество
пред новым временем, по-видимому,
в том, что в древности
(пользуясь выражением Бонапарте) les paroles шли aux
choses,
теперь
же - нет.
Мысль моя
такая:
в старые времена общественная
жизнь, государство и религия,
равно как и частная
жизнь, характеризовались
решительным утверждением воли к жизни; характером же нового времени является
отрицание этой воли, так как последнее - характер христианства; но вот часть
этого
отрицания
выторгована
уже
открыто,
ибо оно
слишком
противоречит
характеру человечества;
отчасти же
втихомолку утверждается то, что открыто
отрицается: оттого повсюду в ходу половинчатость и неискренность; поэтому-то
новое время и столь мизерно в сравнении с древностью.
196
§ 257
Смерть
Сократа
и
распятие
Христа
принадлежат к великим характерным
чертам человечества.
§ 258
Главная черта в национальном характере
итальянцев - это совершеннейшее
бесстыдство. Оно заключается в
том, что, с одной
стороны, не считаешь себя
слишком
плохим ни для
чего,
т.е.
становишься претенциозным и
нахалом; с
другой стороны, ни для
чего не считаешь себя слишком хорошим, т.е. впадаешь
в
низость.
Напротив,
у кого есть стыд,
тот для некоторых вещей - слишком
застенчив, для других - слишком горд.
У итальянца нет ни того,
ни другого:
смотря по обстоятельствам, он или труслив, или высокомерен.
§ 259
В
других частях
света есть
обезьяны, в
Европе же
-
французы.
Это
выходит на одно.
§ 260
Истинный
характер
североамериканской
нации
-
это
пошлость,
она
проявляется в ней во всех формах, как пошлость моральная,
интеллектуальная,
эстетическая
и общественная; и не только в частной жизни, но и в публичной:
она не расстается с янки, как бы он
себя ни вел. Он может сказать о ней
то
же, что Цицерон о науке:
nobiscum peregrinatur etc. Именно пошлость
делает
его
диаметрально
противоположным англичанину, который
неизменно стремится
быть аристократом во всем - в мо-
197
ральном, интеллектуальном, эстетическом
и
общественном отношениях;
и
поэтому
янки
ему
наполовину ненавистен, наполовину смешон.
Янки
- истые
плебеи мира.
Причина этого кроется отчасти в республиканском строе, отчасти
в
том,
что они ведут свое
происхождение
частью от
колонии преступников,
частью
от
тех лиц, которым многого
нужно было бояться в Европе, отчасти в
климате.
§ 261
Нижнесаксонцы неуклюжи, не будучи неловкими; верхнесаксонцы неловки, не
будучи неуклюжими.
§ 262
Немцам ставили в упрек, что
они подражают то французам, то англичанам;
но
это именно -
самое разумное
из
всего, что они
могли
бы
делать, ибо
собственными силами они ничего дельного на рынок не выносят.
§ 263
Природа аристократичнее, чем все, что известно
нам на
земле:
ибо все
различие,
установляемое рангом или богатством в Европе или кастами в Индии,
ничтожно
в сравнении с тою
пропастью, какую
природа бесповоротно полагает
между людьми в моральном и интеллектуальном отношениях: и совершенно так же,
как в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz