|
в
систематическое целое,
дать повторение мира в материале разума - вот метод,
при
помощи
которого я
хочу
создать философию, вместо того чтобы, как это
делали
до
сих пор, надеяться найти ее путем
применения закона
основания,
который годен лишь для науки, философия же - искусство.
Те люди, главная сила которых заключается в разуме
(именно потому, что
остальные способности
у
них недостаточно сильны), люди
только разумные не
могут в большой мере переносить одиночества, хотя они и не бывают в обществе
оживленными: ибо человека занимают понятия лишь отчасти, он хочет созерцания
и должен искать его в действительности; тот же, кто одарен сильной фантазией
и
достаточно
созерцает
через
нее,
может
скорее
обходиться
без
действительности, а также без общества.
71
§ 15
Всякая
наука не случайно (т.е. не в силу современного ее состояния), а
по существу (т.е. всегда и
вечно) неудовлетворительна. Ибо если
бы
физика
даже достигла совершенства, т.е. если бы я умел объяснить каждый феномен
из
предыдущего, то все
же весь ряд феноменов
остался
бы
необъясненным, т.е.
феномен вообще остался бы загадкой.
Это походило бы - позволяю себе шутливое сравнение - на то, как если бы
я находился
в обществе незнакомых мне лиц и каждое
из них представляло мне
другое
как
своего
друга
и приятеля,
но
я,
выражая
при
каждом
новом
знакомстве свою радость, всегда имел бы
наготове вопрос:
но
как
же, черт
возьми, познакомиться мне со всем этим обществом?
Последняя причина существует только для разума, а не для рассудка, т.е.
последняя
причина -
это представление представления,
которое само по себе
невозможно, т.е. я могу иметь отвлеченное
понятие последней причины - иначе
я не мог бы говорить
о ней,
но
я не могу наглядно
представить себе такой
объект, при котором мне совсем не пришло бы в голову искать выведения его из
другого.
Так бедна и скудна всякая наука, и путь ее
не имеет цели! Но философия
покидает
его
и
переходит
к
искусствам.
Там
будет
она,
подобно
всем
искусствам,
богатою
и
самодовлеющею.
Взгляните
на музыканта, как
он
с
триумфом идет
по
пути искусства,
которое осеняет его
своей самодовлеющей
силой.
Разве
там
остаются
нерешенными какие-нибудь вопросы
и
сомнения?
Музыка
передает на
своем языке
мир
и разрешает
все
загадки.
Здесь нет
бесконечных
отношений
к чему-либо
другому, которые, как в науке, обращают
все в ничто. Желать более нечего,
72
дано все,
цель достигнута;
искусство это
довлеет себе,
и
мир в нем
вполне
повторяется
и высказывается.
Музыка
и
есть самое
первое,
самое
царственное искусство.
Цель всякого искусства - сделаться
подобным музыке.
Но
живопись
тоже
разрешает
свою задачу,
так
же как
и скульптура:
они
воспроизводят мир,
если
и
не весь,
то
ту
часть
его,
которая доступна
материалу этих искусств; они
изображают идеи, единственное, что пребывает в
этом
мире и
не ищет
и не
выпрашивает
непрестанно поддержки у
чего-либо
другого,
единственное, что
остается неизменным в этом не
знающем
покоя и
отдыха потоке четверояких оснований и следствий - неизменным, подобно радуге
на череде падающих капель. -
Точно так же и
поэзия достигает своей цели, и
она
довлеет
себе.
Хотя
она и
пользуется
уже
понятиями,
но
лишь
как
средством; представления, служащие
заместителями понятий,
-
вот что хочет
она
пробудить с помощью последних, чтобы
слушатель созерцал мир в
том
же
порядке, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201