|
позволяющие им созреть, сложиться и действовать.
1 Академиков,
перипатетиков, мегарейцев, гедоников,
циников, стоиков,
скептиков и т.д.
С
выступлением
на
сцену
христианства
как мировая
история,
так
и
философия
должны были принять совершенно иной
вид,
последняя,
конечно, -
очень печальный,
ибо
непоколебимый,
санкционированный
государством
и
с
правительством каждого государства тесно связанный
догмат занял как
раз то
поле,
где
должна
бы
происходить
деятельность
одной
философии.
Всякое
свободное исследование неизбежно должно
было совершенно
прекратиться. Отцы
церкви
пользовались
из философии древних лишь тем, что
нужно было для
их
учения
и подходило к
нему; остальное они осуждали и
от слепого
язычества
отвращались.
35
Во
времена
типичного
средневековья, когда
церковь достигла
высшего
пункта
и духовенство господствовало над миром, философия, сообразно с этим,
должна была глубоко
упасть, в
известном смысле
даже
именно как свободное
исследование, - погибнуть,
а вместо нее
должна
была появиться
под именем
философии ее карикатура, призрак, форма без сущности - схоластика. Последняя
не
задавалась
целью
быть
чем-либо
иным,
кроме
служанки
богословия,
profitetur
philosophia
se
theologiae ancillari,
а
именно
-
объяснить,
растолковать,
доказывать и т.д. его догматы. Церковная вера
господствовала
не только
во внешнем
мире и с помощью
физической
силы,
так что малейшее
отклонение от
нее
считалось
уже
преступлением, наказуемым
смертью, но и
благодаря тому, что около нее вращались все дела и помышления, она настолько
завладела
умами,
впитывавшими
ее
с
первых
проблесков
сознания,
что
совершенно искажала с этой стороны способность
мышления
и всякий
человек,
даже самый ученый, считал сверхъестественные
вещи,
которым учила вера,
по
крайней
мере,
столь
же
реальными,
как
и
видимый
им
внешний
мир,
и
действительно
никогда
не
доходил
до того,
чтобы
подметить,
что мир
-
неразрешенная
загадка:
рано
навязанные
догматы
становились
для
него
непреложною
истиною, сомневаться в которой
было
бы безумием.
Громкий, со
всех сторон звучащий призыв веры не давал никому задуматься настолько, чтобы
когда-либо серьезно
и честно задать себе вопрос: кто я? что такое этот мир,
пришедший ко мне как сон, начало которого
я не помню? - Но кто же может, не
задав себе загадки, решить ее? Об исследовании природы нечего было и думать:
это
навлекло бы подозрение в колдовстве. История
молчала; древние были, по
большей
части,
недоступны; изучать
их было
опасно.
Аристотеля
читали в
весьма
дурных,
искажающих
смысл
сарацинских
переводах
и
почитали
как
сверхчеловека - именно потому, что не
понимали его.
Но
и в
те времена, и
среди схоластиков жили люди, выдающиеся духовно и одаренные большою силою
36
мышления.
Их судьбу можно понять из сравнения: представьте себе живого
человека, с детства посаженного в тюрьму,
без занятий
и
без общества;
из
немногих окружающих его предметов он построит мир и населит его порождениями
своей
фантазии. Так
и
схоластики, запертые в
своих монастырях,
лишенные
отчетливых понятий о мире, природе,
древности, истории, единственно лишь со
своею ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201