Тем не менее гений может, и даже весьма часто,
сопровождаться
сильной
волей,
и
хотя гениальные люди
никогда
не бывали
отъявленными
злодеями,
однако никогда
не
бывали, по-видимому, и совершенными
святыми.
Следующие
соображения пояснят это.
Добродетель не
есть именно
положительная
слабость
воли.
Скорее она
представляет собою мотивированное познанием
внутреннего существа воли
в ее
проявлении,
мире, направление воли,
подавление самой по себе сильной воли.
Это
познание
мира
(внутренняя сущность которого познается
лишь
в идеях)
обще, следовательно, гению со святым. Разница в том, что гений проявляет это
познание,
воспроизводя его в любом
материале; это воспроизведение
и
есть
искусство,
к которому
святой
как таковой
как раз не
способен; святой же
обращает
познание идей
непосредственно
на
свою
волю, и воля,
благодаря
этому, обращается,
отрицает
мир.
Самое
познание,
следовательно,
служит
здесь, в
сущности, лишь средством для отрицания воли. Гений же остается при
познании идей: он чувствует себя хорошо
при этом созерцании, и он проявляет
его, воспроизводя познанное, т.е. - в искусстве.
132
В
ряду организаций
наряду
с силою
желания
возрастает и выступление
субъекта
познания.
Следовательно,
упомянутая
высокая
степень
познания
предполагает сильную волю; однако в то же время познание преобладает, т.е. и
познание и
воля
абсолютно
сильны, но познание относительно
сильнее,
чем
воля. Если, теперь,
познание не
обращается сразу на
волю, как у святых, а
человек
остается
при
нем, так
как
познание идей
и его
воспроизведение
доставляют
удовлетворение именно художнику как таковому,
то
сильная
воля
остается
еще
не
укрощенной, и
то, что отнимает у
нее
силу,
это - лишь
преобладание объективного чистого
познания,
которое (познание)
не
делает
волю единственным своим
объектом (как бывает у заурядных и дурных людей), а
занято созерцанием идей. В то же время, когда это созерцание прекращается
и
субъект
познания
вновь
направляется
на
волю,
воля в
силу
этого вновь
действует во всей своей мощи. Поэтому-то люди гениальные часто имеют сильные
страсти, предаются
сладострастию
и
гневу.
До крупного преступления
они,
однако, не доходят, потому что, когда
им представляется к этому случай, они
познают
идею его, преступления,
познают живо
и глубоко,
- следовательно,
субъект направляется на идею, и это познание приобретает тогда
перевес
над
сильною
волей, дает ей (совершенно как у святого)
обратное
направление; и
преступление не совершается.
Всегда, следовательно,
гений в известной мере
причастен святости (так
как
он включает в
себе условие ее),
а святой
причастен
в известной мере
гению (так как он включает в себе условие его).
Обычное
добродушие
характера,
которое
нужно отличать
от
святости,
сводится
как раз к слабости воли, с несколько
меньшею слабостью
познания.
Здесь, следовательно,
достаточно
незначительной
степени
познания мира, в
идеях,
для
укрощения
и
подавления слабой
самой
по
себе воли. Гений
и
святость - далеки от области явления: все явление для них ничтожно.
133
Помимо всего сказанного здесь, ясно следующее. То, что является и имеет
формою
своего
явления
закон
основания,
следовательно,
также
время
и
пространство,
что, в силу этого, исчезает во времени и пространстве, что, в
сущности, ничтожно
и ничтожность свою выражает
в явлении, как
смерть, что
совершенно ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz