|
всякая
философия
бывает
на
первых
порах
догматизмом.
После
неудачи
его
и
доказательства этой
неудачи, которым служит скептицизм,
позднее
выступает
познание того, что формы явления
совершенно непригодны
для конструирования
бытия
самого
в
себе,
по
отношению
к
которому явление
-
как
бы
его
поверхность;
это -
критика
чистого
разума.
После
этого
остается
лишь
показать,
что такое явление само по себе, со всеми
его законами, показать,
что такое
вещь в себе в точке, где
она переходит
в явление и,
постольку,
становится
познаваемой;
наконец,
пояснить
отношение
всей
совокупности
явлений к этой точке, а вместе с тем и к вещи в себе; это - изображение мира
как воли и представления.
§ 34
Подходящим
словом
для
перевода
слова
философия кажется
мне учение
убедительности, в противоположность
учению
веры,
т.е.
религии. Последняя
имеет
с философией
общую
тему
- дать
конечный отчет о
мире
вообще. Их
разобщает лишь то,
что философия стремится действовать убеждением,
религия
же требует веры, стараясь подкрепить это требование угрозою вечных, а иногда
и временных мук; напротив, наиболее неприятное,
что делает философия, когда
ей
не удается убедить, это
то, что она отдаленно дает понять
о
некоторой
глупости
лиц
убеждаемых, ставшей
им
поперек дороги. Из
этого видно, что
философии
нечего
бояться
сравнения
с
религией
- ни в добродушии, ни
в
честности.
§ 35
Если результаты и общие
истины человеческого созерцания вообще, каково
бы оно ни было,
выражают в абстрактных
понятиях, то
получается философия.
Так как обоснование
философии лежит исключительно в созерцании, из которого
она как
бы выделилась, то
философия будет принимать различные виды, смотря
по созерцанию,
87
к которому она относится. - Отсюда следует, что не может быть готовой к
услугам всех
людей и
имеющей
всеобщее
значение
философии. Ибо разница в
степени разумности весьма
велика. Истинная
философия,
появляясь на
свет,
имеет действительное
значение лишь для немногих,
для
перворазрядных умов;
безразлично,
становятся ли,
опираясь на
чужой
авторитет, на
ее
сторону
другие
люди
или
нет,
-
к
чему
они
всегда
готовы
из
чувства
своей
неспособности к такой философии. Наряду
с
истинной философией всегда будут
появляться
также
другие философии - для умов второго, третьего, четвертого
порядка,
причем для умов самых низкоразрядных они будут являться по большей
части в наряде абсолютного авторитета, т.е. религий. Не иначе обстоит дело и
в
Индии, родине метафизики. Не может быть одной философии для всех, подобно
тому
как
бывает
одна
математика,
одна
физика для
всех. Ибо
философия
призывает к
высшему напряжению,
the utmost stretch, все силы духа, и тогда
слишком
проступает наружу
diversitas
captus
hominum.
Лишь в
результате
совместной
работы
всех сил духа появляется на свет философия, а эта работа
слишком различна. Конечно, 'и к математике,
физике и т.д. один человек тоже
бывает более способен, чем другой, и поэтому идет далее - но по крайней мере
самые
основы
и
весь способ
познания доступны
здесь
всякому.
Не
так в
философии:
в ней для
различных разрядов людей потребна
в
корне различная
философия, и высшая философия, естественно, - для наименьшего числа людей. В
этом ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201