мысли.
Вследствие нашего
эгоизма
и
рабской службы познания
ему, т.е. вследствие
трепетного участия, которое
мы проявляем
к нашему собственному
я, первое,
что мы воспринимаем, - это не свойство вещей в их отношении одна к другой, а
их отношение к нашей воле,
т.е.
наше познание чертит
не столько
линии от
одной вещи к другой и
т.д., путем чего
возник
бы простой планиметрический
абрис,
сколько
линии от всех
вещей
к
собственной воле,
благодаря
чему
возникает шар со
многими радиусами, для которых центром
служит собственная
воля, своеволие: она - тот центр, который существует только благодаря
связи
этих линий и в ней; или, говоря точно и
не
фигурально, трепетное участие к
собственному я - вот
посредствующий
элемент
всего нашего познания
вещей.
Воля сама по себе, хотя
бы
уже индивидуализованная, все-таки собственно не
представляет
еще
никакого
я;
лишь
тогда
возникает
я,
когда
к
воле
присоединяется
познание,
и
я, значит,
прежде
всего
-
феномен
области
познания:
это
- центр, который
дается
познанию чем-то
от него отличным,
волей, и который иначе был бы ему чужд; но без познания не существовало бы и
никакого центра последнего,
т.е. и никакого я. Значит, я
возникает
только
через соединение воли
253
с
познанием,
и
притом
именно
через
такое
соединение,
что
воля
господствует
над познанием,
навязывая
ему
трепетное участие в
известном
определенном пункте, который
иначе был
бы
ему так
же безразличен,
как и
всякий иной пункт; но
благодаря тому,
что познание вынуждено от каждого из
своих
объектов оглядываться всегда на этот
пункт, он
и становится центром
его горизонта или шаром, который возникает лишь в силу этого процесса. Таким
образом, центр произвольно образованного шара познания, или представления (в
котором
одном существует объективный мир),
называется я,
и оно
- синоним
эгоизма.
Когда
же
в
силу
обращения
воли,
путем
возрождения,
эгоизм
себя
уничтожает,
то
трепетное
участие к собственной
личности
прекращается, а
вместе с ним и отнесение
всякого
познания
к
какому-нибудь
произвольному
пункту;
таким
образом,
круг
и
его
центр
отпадают,
т.е.
я
перестает
существовать,
и остается только объективный мир:
мы
видим
еще вещи
и их
отношения друг к другу, но мы перестаем относить их все к
себе:
познание -
без центра; нет больше эгоизма, и ео
ipso нет больше
и я
- только
слабая
тень
последнего
является порою
в
продолжающемся
существовании
тела
во
времени. Итак, путем уничтожения эгоизма мы не только перестаем держаться за
жизнь
и
трепетно
оберегать ее:
нет,
мы,
собственно,
перестаем
уже
и
существовать: тяжелая ноша существования или я сброшена с плеч; познание еще
существует,
но
без
центра, следовательно, без формы круга, - т.е. внешний
мир еще есть, но без я.
(Это
очень
трудно
понять
и
еще
труднее
выразить:
мне
пришлось
прибегнуть к подробному изложению, а тот, кто
хочет понять его, должен быть
внимательным.)
Прибавление.
Итог: как в светлой однородной
массе известного раствора
соли образуются центры кристаллизации, от которых бегут лучи во все стороны,
так
в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz