|
же
мы рассчитываем найти в
чем-нибудь удовлетворение,
стремимся
единственно к
нему и через это не заботимся об удовлетворении
сотни других
желаний, которые движутся в нас
одновременно, - так получается
упущение
и
пренебрежение другими желаниями, и нет конца этой беде.
Поэтому (??? и nil admirary - прекрасные правила житейской мудрости.
§ 583
Часто наблюдают, что люди, обладающие большим опытом, особенно сердечно
и
откровенно
говорят с
совершенно чужими людьми, которые не имеют
к
ним
никакого
отношения. Это
происходит оттого, что именно опытные люди
знают,
что
между людьми,
которые находятся
в каком-либо отношении друг
к другу,
искренность
и
непринужденность помыслов
почти невозможна,
а
вместо
нее
всегда
существует
известное
напряжение
расчета
на
нашу
близкую
или
отдаленную выгоду: они жалеют об этом,
но они
знают, что это так, и вот из
среды своих
они
со
своими
радостями и доверием идут к совершенно
чужому
случайному
человеку,
чтобы
открыться
ему;
оттого-то
монахи,
которые
отказались от жизни и отрешились от нее
(и
все им подобные люди), являются
такими хорошими советниками и поверенными.
343
§ 584
Всякое общение с другими,
всякий
разговор возможен только при условии
взаимного ограничения, взаимного самоотвержения; поэтому во
всякий разговор
необходимо
вступать
только со
смирением. Ибо, стремясь
к
обществу,
мы,
значит,
хотим впечатлений, которые
приходят
извне,
которые чужды
нашему
собственному "я". Кто этого не понимает и, желая общества, не хочет, однако,
прибегнуть к
смирению,
решительно не хочет отречься
от
самого
себя,
а,
наоборот,
требует,
чтобы
чужой,
совершенно
отличный
от
него
самого
индивидуум был все же как раз таким,
каким он
желает
видеть его в
данный
момент (сообразно степени своего образования, своим умственным силам, своему
настроению),
-
кто,
говорю
я,
поступает таким образом,
тот
вступает в
противоречие
с
самим
собою,
потому
что,
с
одной
стороны,
он
хочет
какого-нибудь
"я",
чуждого
его
собственному,
именно
как
такого,
как
общества, как чужого воздействия, и тем не менее, с другой стороны, требует,
чтобы
это чужое "я" было
совершенно
похоже на
какое-нибудь создание
его
фантазии, которое как раз отвечало бы его настроению и не имело никаких иных
мыслей, кроме его.
Такая субъективность
весьма
свойственна
женщинам.
Но
и мужчины
не
свободны от нее.
Однажды
я сказал Гете, жалуясь на иллюзорность
и
ничтожество
жизни:
"Ведь присутствующий друг уже не
тот, что отсутствующий". Он ответил мне на
это: "Да, потому что отсутствуете-то
вы
сами, а он - только создан в вашей
голове; между тем
как присутствующий имеет
собственную
индивидуальность и
движется по
собственным
законам, которые
не
всегда могут соответствовать
тому, что вы себе вообразили".
§ 585
К
провианту
для
жизненного
путешествия особенно
относится
также и
хороший запас смирения, которое
приходится (и
притом чем раньше, тем лучше
для остатка путешествия) получать лишь путем абстракции от неосуществившихся
надежд.
344
§ 586
При непредвиденной
потере мы обыкновенно
очень подробно
вычисляем ее
случайность
и
перебираем
в своих
мыслях
те
незначительные
неожиданные
обстоятельства, стечение которых вызвало ее, и вследствие этого все больше и
больше огорчаемся
по поводу нее. Наоборот, мы бы скорее утешились, если ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167
168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201